Возрастные особенности эмоционального развития ребенка. Раннее эмоциональное развитие Эмоции в 3 4 года

Эмоции являются неотъемлемой частью жизни. Замечено, что эмоции являются неким индикатором состояния ребенка и влияют на его поведение и деятельность всего организма.жизнедеятельность организма. Так, например, частые отрицательные эмоции (плач, хныканье, капризы) могут говорить о нервно-эмоциональном напряжении ребенка. В дальнейшем длительные негативные эмоции могут стать причиной неадекватного поведения ребенка и вызвать различные нарушения его психологического и физического здоровья. И, наоборот, преобладание у ребенка положительных эмоций свидетельствует о том, что малыш пребывает в комфортных для него условиях и растет в любви и понимании. Такому ребенку не надо привлекать к себе внимание неожиданными выходками, его поведение активно, но предсказуемо. А это в свою очередь благотворно влияет не только на психическое здоровье, но и на физиологические процессы в организме ребенка.
Дети испытывают очень сильные и яркие чувства и эмоции , но контролировать их пока не умеют. Чего-то сильно захотелось - сделал, разозлился - ударил, испугался - заплакал. Важно учить ребенка выражать свои эмоции социально приемлемыми способами, не причиняя вреда другим, стараться контролировать свое поведение и избегать необдуманных поступков. Развитие эмоционального интеллекта помогает ребенку общаться и взаимодействовать с другими людьми.
Социализация ребенка начинается в семье и проходит несколько эта пов. До 1,5 лет ребенок неосознанно осваивает различные социальные нормы и ценности, копирует жесты, манеру говорить, походку и поведение родителей (близких ему людей). Примерно с 1,5 до 2,5 лет малыш уже не раз столкнувшийся с запретами, исходящими от взрослых, старательно проверяет границы дозволенного и чувствует себя очень неуверенно, если их не находит: дети, особенно в первые годы, нуждаются в контроле извне. Около 2,5 лет у ребенка появляется самосознание «Я сам!». Он начинает понимать, что может влиять на происходящее вокруг, проявляет волю и отвоевывает независимость. Малыш становится активнее и самостоятельнее. Его начинают интересовать общение и игры с другими взрослыми и детьми. Он впервые узнает, как взаимодействовать в группе и ладить с коллективом.

Советы по развитию эмоциональной и социальной сфер
. Открыто проявляйте свою любовь к ребенку, принимайте его таким, какой он есть, устанавливайте с ним доверительные отношения и относитесь к нему с уважением.
. Формируйте у ребенка положительное отношение к себе («Я хороший»), хвалите и вселяйте веру в свои силы и возможности («Я могу»), предлагая посильные задания («У тебя получится»); помогайте осознавать свои чувства («Я рад») и желания («Я хочу») и учите понимать чувства и особенности других людей.
. Показывайте образец взаимоотношений людей в обществе и поощряйте в ребенке доброжелательное отношение к родителям, взрослым и детям, учите, как проявлять симпатию, сочувствие, отзывчивость.
. Предоставьте ребенку разумную свободу и развивайте в нём способность действовать свободно, раскованно, защищая свои интересы, но, при этом соблюдая правила культуры поведения и не обижая других людей; формируйте умение действовать в различных ситуациях и поощряйте желание преодолевать трудности.
. Помогайте ребенку осваивать разные способы взаимодействия с взрослыми и детьми (игра рядом, не мешая друг другу; просьба; сотрудничество; забота об окружающих; помощь другим; нахождение общих интересов; желание делиться и т.д.).
. Обогащайте впечатления и развивайте интерес детей к играм, занятиям, чтению, инсценировкам, прослушиванию музыкальных произведений, в которых ребенок получал бы образцы положительного поведения.
. Учите различать и понимать, что такое хорошо и плохо; действовать в соответствии со значением слов нельзя, можно, нужно.
. Воспитывайте вежливость: побуждайте ребенка обращаться к другим детям по имени, здороваться, прощаться, благодарить и т.д.

Показатели эмоционального и социального развития

2 года - 2 года 6 месяцев

. В привычной обстановке эмоционально уравновешен.
. Испытывает потребность во взаимодействии с любимыми взрослыми, ожидает их участия, внимания, похвалы и поддержки.
. Переживает, если мама уходит или отказывает ему в общении.
. Замечает недовольство взрослых; огорчается, если его ругают.
. Сочувствует близкому человеку, понимает его радость или печаль, заступается за него.
. Чувствует, как можно вести себя с тем или иным взрослым.
. С удовольствием выполняет поручения.
. Начинает говорить о себе не в третьем («Арина хочет…»), а в первом лице: «Я хочу», «Дай мне» и т.д.
. Может определить, обозначить (мимикой, жестом, тоном, взглядом) или назвать своё состояние: «мне больно», «хочу спать», «хочу…» и т. д.
. Пытается сдерживать свои эмоции и может потерпеть или немного подождать.
. Начинает проявлять интерес к действиям других детей, подражает им, стремится к совместным играм с ними.
. Может выделять одного или нескольких детей, которые ему больше всего нравятся.
. Насторожен с незнакомыми людьми, но оценив их доброжелательность - вступает в контакт.
. Эмоционально реагирует на художественные и музыкальные произведения, симпатизирует добрым героям («хорошие») и ругает отрицательных персонажей («плохие»).
. Увлекается интересной игрой и отвергает не понравившуюся.
. Огорчается неудачам, радуется победам.
. Помнит свои ощущения: в цирке было весело, у врача - больно.
. Проявляет самостоятельность «Я сам».
2 года 6 месяцев - 3 года
. Проявляет активность и эмоциональную открытость в общении с взрослыми и другими детьми, интересуется их действиями, выражает симпатии, находит общие интересы, договаривается, отвечает на вопросы.
. Может играть с другими детьми в совместные игры, делиться своими игрушками, не брать чужие без спроса.
. Стремиться быть «хорошим», старается угодить взрослым, ждет одобрения и похвалы.
. Гордится собой («я быстрее всех съел кашу») и своими близкими («мой папа умеет запускать летающего змея»).
. Может сердиться, огорчаться, обижаться, плакать, кричать, топать ногами, если что-то не получилось или взрослые не поняли его просьбы.
. В общественных местах может проявлять эмоциональную сдержанность: слушается родителей, не кричит, не плачет и т.п.
. Может быть настороженным и стесняться, особенно в новых ситуациях с незнакомыми людьми, животными.
. Ревнует родителей, в том числе и друг к другу.
. Обозначает словом и эмоционально-выразительными оттенками свои состояния: «смеюсь, боюсь, замерз».
. Помнит важные и эмоционально окрашенные события за предыдущий год.
. Осуждает поступки других детей: «Нельзя бить, ломать, брать, отнимать, рвать» и т.д.
. Замечает, различает и оценивает красивое и некрасивое.
. Чувствует «добрых» и «злых» людей.
. Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).
. Радуется музыке, пению, чтению, иллюстрациям, танцам, играм и т.д.
. Понимает состояния других людей: мама устала, сестренке больно, папе весело и т.д.
. Эмоционально сопереживает персонажам сказок и мультфильмов (волнуется, радуется, печалится, сердится и т. д.).
. Эмоционально-практически оценивает ситуацию: если кому-то больно - сопереживает и жалеет, если кому-то надо помочь - помогает, ведет себя тихо, если кто-то спит и т.д.
. Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).
(Показатели развития ребенка третьего года жизни составлены с опорой на материалы Л.Н. Павловой и Е.Б. Волосовой).

Почему люди смеются?
Нарисуйте ребенку несколько кукол с разными выражениями лица: кукла смеется, кукла плачет, кукла сердится. Показывая на каждое изображение, спрашивайте у малыша, что делает кукла. Рассматривая смеющуюся куклу, поинтересуйтесь, что могло ее рассмешить, вместе с ребенком придумайте веселую историю. Поговорите о том, что кажется смешным вашему ребенку. Показывая на плачущую куклу, спросите, что нужно делать, когда кто-нибудь плачет (пожалеть). Так же обсудите, что может стать причиной слез и т.д.

Игра способствует развитию навыков общения, речи, знакомит с эмоциями.

Два человечка
Возьмите двух кукол и поговорите с малышом от их имени. Одна кукла - веселая, другая - грустная. В соответствии с настроением кукол меняйте интонацию голоса. Пусть веселая кукла расскажет малышу что-нибудь смешное, а грустная кукла попросит ее пожалеть. Предложите крохе развеселить грустную куклу: спеть ей песенку, нарисовать что-нибудь яркое и веселое.

Игра способствует развитию речи, навыков сопереживания.

Грустный, веселый
Нарисуйте малышу несколько человечков, на лицах которых отсутствует рот. Попросите ребенка дорисовать рты на изображениях, учитывая при этом, что один человечек веселый, второй грустный, третий недовольный. Помогайте крохе наводящими вопросами: «Что человек делает, когда ему весело? (Улыбается, смеется). А когда грустно? (продемонстрируйте опущенные уголки рта). А сердитый человек хмурит брови и сжимает губы».

Игра способствует эмоциональному развитию ребенка.

Цветное настроение
Вам потребуются: краски.

Нарисуйте что-нибудь желтой краской. Поинтересуйтесь у ребенка, как он думает, желтая краска - веселая или грустная? На что она похожа? «А как ты думаешь, каким цветом можно нарисовать грустный день? Веселое утро? И т.п.»

Игра способствует развитию ассоциативного мышления, эмоциональной сферы.

Такая разная музыка
Предложите малышу послушать веселую песенку и потанцевать под нее. Потом поставьте спокойную музыку. Возможно, ребенок захочет подвигаться и под медленные звуки. Обратите его внимание, что под быструю музыку движения получаются иные. Возьмите кроху на колени и просто послушайте музыку. Поинтересуйтесь у малыша - на что она похожа. Покажите, как можно водить рукой в такт мелодии, попросите ребенка сделать то же самое.

Игра способствует развитию эмоциональной сферы, слухового восприятия.
Зайчишка-трусишка
Вспомните героев любимых сказок: лисичку-сестричку, зайчишку-трусишку и серого волка. Поинтересуйтесь у малыша, почему их так называют. Если ребенок затрудняется ответить, помогите ему: «Почему лису называют хитрой? Потому что она всех обманывает. А заяц - самый слабый, у него нет острых зубов и сильных лап, поэтому он всех боится и т.п.».

Спросите кроху, кто из перечисленных персонажей нравится ему больше всех. Почему? А кто не нравится? Почему?

Игра способствует развитию речи, эмоциональному развитию.

Солнышко
Прочитайте малышу стихотворение.

Солнышко

Тучка прячется за лес,

Смотрит солнышко с небес.

И такое чистое,

Доброе, лучистое»

Если б мы его достали,

Мы б его расцеловали.

Г. Бойко

Поговорите о том, почему солнышко называют добрым, чистым, почему хочется его расцеловать. Сравните солнечный день с ненастьем. Обсудите, что можно делать на улице в ясную погоду, в дождливую.

Игра способствует эмоциональному развитию.

Развитие эмоциональной сферы у детей 3-4 лет

Елена Николаевна Черепанова

Элеонора Геннадьевна Ковалева

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30

Педагог-психолог

Воспитатель

Возросло число детей имеющих проблемы в развитии эмоциональной сферы. Появилась необходимость создания Цикла занятий.

Одной из задач дошкольного образования является обеспечение социально-личностного развития ребёнка. Формирование эмоций служит составной частью этого развития. Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая им воспринимать и чувствовать мир ярче.

Следует отметить, что в последнее время появляется всё больше детей с проблемами в развитии эмоциональной сферы. Таким детям сложно строить взаимоотношения со сверстниками, воспитателями, им требуется индивидуальный подход.

С целью оказания помощи этим детям нами был разработан и апробирован Цикл занятий «Наши эмоции» в 2015-2016 учебном году в младшей группе ГБДОУ д/с № 30. Предлагаемый цикл занятий предполагает участие воспитателя в занятии (кроме ведущего педагога-психолога). Такое взаимодействие воспитателя и педагога-психолога позволяет более индивидуально подойти к каждому ребёнку, давать задания, рассчитанные на возможности каждого отдельного ребёнка. Этот цикл можно рассматривать и как канву для последующей индивидуальной работы воспитателя с детьми.

Состоит из 4-х групповых занятий, продолжительностью 20 минут. Периодичность проведения – один раз в неделю.

С основными эмоциями (радость, страх, злость, грусть) можно знакомить детей с 3-х летнего возраста. Эти эмоции им доступны для понимания и воспроизведения.

Предварительный просмотр:

комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга

Конспект игрового взаимодействия детей группы младшего возраста, педагога-психолога и воспитателей «Грусть»

Цель: поз накомить детей с эмоцией «Грусть».

Задачи:

Образовательные: научить адекватно выражать в мимике и пантомимике эмоцию «Грусть»;

Развивающие: Грусть » на невербальном уровне;

Воспитательные: привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека;создание благоприятной атмосферы на занятии.

Оборудование: радостное облако, картинка с эмоцией « Грусть », музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия

Приветствие

(Дети здороваются).

П.: - Здравствуйте, ребята! Облачко приглашает вас в гости. А к кому? Вы узнаете, когда прослушаете стихотворение.

Мне приснился грустный сон,

Но я его забыл.

Только помню, что во сне

Я без мамы был.

Мне не хочется играть

И мультфильм смотреть.

Даже битву рисовать,

Даже песни петь.

Ничему-то я не рад,

Может, дождик виноват?»

П.: - Про кого это стихотворение? (Про мальчика). Значит в гости нас приглашает мальчик. (Звучит спокойная музыка и дети за взрослым подходят к стульчикам и садятся).

В.: - Ребята, когда приходят в гости, то что обычно делают? (Здороваются, играют, веселятся).

П.: - Но что это? Мальчик совсем не рад, что мы пришли в гости! Какое у него настроение? (Грустное). Что он делает? (Сидит, не играет, скучает). Когда мы грустим, то можем и плакать. Грустить – это значит не радоваться, не улыбаться, не веселиться, не играть. А почему мальчик грустит? (Заболел, нельзя идти гулять).

В.: - А когда вам бывает грустно? (Ответы детей).

В.: - Как можно помочь мальчику не грустить? Что нужно сделать, чтобы грусть прошла? (Можно сказать добрые слова, предложить поиграть, можно подарить подарок.)

П.: - Предлагаю поиграть вигру «Что делать после дождика?» Повторяйте все за мной:

Что делать после дождика?

Кораблики пускать! (волнообразные движение сложенными вместе ладошками)

Что делать после дождика?

На радуге кататься! (движения руками над головой)

Что делать после дождика?

Да просто улыбаться! (дети улыбаются)

П.: - А сейчас садитесь за столы. Я раздам вам половинки картинок, а вы найдите вторую половинку картинки из тех, что лежат на тарелочке перед вами. (Дети выполняют задание). Назовите настроение колобка на вашей картинке (весёлое).

П.: - Молодцы! Предлагаю порисовать. Перед вами лицо мальчика, но мы не знаем, какое у него настроение. Подумайте, какое у него может быть настроение, если мы сказали ему добрые слова, подарили подарок? (Дети дорисовывают глазки, ротик и объясняют, какое настроение у мальчика - радостное).

В.: - Как вы думаете, наш мальчик не будет больше грустить? (Ответы детей).

П: - А теперь покажите, пожалуйста, какое настроение у вас. Подойдите к корзинке, выберите себе мячик и положите его в корзинку с весёлой или грустной картинкой.

Вот и прощаться настала пора,

«До свидания!»

Новой встречи буду ждать я!

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образование учреждение детский сад № 30

комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга

Конспект игрового взаимодействия детей группы младшего возраста, педагога-психолога и воспитателей «Злость»

Цель: поз накомить детей с эмоцией «Злость».

Задачи:

Образовательные: научить адекватно выражать в мимике и пантомимике эмоцию «Злость»;

Развивающие: развивать умение узнавать, понимать изображение эмоции « Злость » на невербальном уровне;

Воспитательные: привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека; создание благоприятной атмосферы на занятии.

Оборудование: мяч, картинка с эмоцией « Злость », стаканы с водой, краски, мешочек.

Ход мероприятия

Приветствие

В.: - Ребята, к нам снова в гости пришла Е. Н.! Подойдите, пожалуйста, давайте поздороваемся. (Дети здороваются).

П.: - Сегодня мы поздороваемся с помощью мячика. Встаньте в круг. Повернись к соседу, улыбнись ему, скажи: «Здравствуй, …!» и передай ему мячик.

П.: - (Дети садятся на стульчики полукругом). Посмотрите на картинки. Это один и тот же мальчик. Одинаковое ли лицо у него? (Ответы детей). Почему оно разное? (Ответы детей). Верно, у него разное настроение.

П.: - посмотрите на этого мальчика. Какое у него настроение? (Злое). Что он делает? (Хочет ударить котёнка). Когда мы злимся, то хочется драться, говорить плохие слова. Злиться – это значит сердиться, драться. А почему мальчик злится? (Он не знает, что маленьких нельзя обижать, животных нужно защищать).

В.: - А вы когда-нибудь злились? (Ответы детей).

В.: - Как можно помочь мальчику не злиться? Что нужно сделать, чтобы злость прошла? Я предлагаю несколько способов: можно потопать ногами, сжать руки в кулачки и быстро разжать их, можно покричать в «Мешочек для крика».

П.: - Поиграем в игру «Уходи, злость, уходи!»

Вытяните ручки вперёд, сожмите крепко-крепко кулачки, а теперь разожмите кулачки и скажите: «Уходи, злость, уходи!».

П.: - А сейчас садитесь на стульчики. Когда у нас все хорошо и спокойно, то настроение похоже на прозрачную чистую воду (показать стакан с водой). Если мы радуемся, то настроение у нас весёлое, радостное (как эта вода с блёстками). А если нам грустно, то настроение похоже на синюю воду (разбавляем синюю краску). Когда мы сердимся, злимся, то настроение похоже на чёрную воду.

В.: - Как вы думаете, наш мальчик не будет больше злиться? (Ответы детей).

П: - А теперь покажите, пожалуйста, какое настроение у вас. По очереди подойдите к мольберту, выберите понравившуюся вам краску и нарисуйте кусочек радуги. Замечательно! Я рада, что у вас хорошее настроение. Пришло время прощаться! «До свидания!»


Развитие эмоциональной сферы детей 2-3 лет посредством сенсорных игр»

На протяжении дошкольного детства эмоциональная сфера претерпевает существенные качественные преобразования. Остановимся на ее характеристике в раннем возрасте (от рождения до 3 лет).

Известно, что эмоциональность врожденна. Первые эмоциональные реакции ребенка имеют безусловно-рефлекторную природу, являясь следствием неблагополучной внешней среды или внутреннего дискомфорта. Как правило, это отрицательные эмоции (плач, крик). С помощью взрослых малыш овладевает внешними формами эмоционального реагирования. Это так называемые фиксированные эмоции, которые возникают на основе подражания взрослым, например на улыбку, нежный голос мамы и др.

Ранний возраст – период, когда одной из основных нитей, связывающих малыша с окружающим миром выступает сенсорика (процессы ощущения и воспитания). Развитие воспринимающих систем организма ребенка (зрительного, слухового, обонятельного, осязательного, вкусового, вестибулярного анализаторов) способствует эмоциональным проявлениям малыша. Разномодельные ощущения выступают природными стимулами эмоциональных реакций детей. Ощупывая, пробуя, прислушиваясь и т.д. ребенок реагирует на сенсорные раздражители, идущие извне. Так, плач может являться результатом резких слуховых или болевых тактильных ощущений, радость – приятных, желанных зрительных воздействий и т.д.

Характер эмоциональных проявлений во многом зависит от сенсорной компетентности малыша, иными словами, от умелости находить предметы по звуку, сосредотачивать взор и т.д. Вводя ребенка в богатый мир ощущений взрослые обеспечивают естественную тонизацию его эмоциональной сферы, предохраняют ее от негативных трансформаций.

На втором и третьем годах жизни происходит дальнейшая социализация и интеллектуализация эмоций. Ребенок начинает ходить, говорить, значительно расширяется его жизненное пространство. Непосредственно эмоциональное общение, манипуляции с предметами, уступают место ситуативно-познавательному общению, функциональному освоению рукотворного мира (лопатой – копают, ложкой – едят и т.д.). Эмоции теперь возникают не только на предмет, с которым предстоит действовать, но и на самостоятельно полученный результат, например, застегивание пуговиц. Совершенствование умений создает благоприятную основу для возникновения эмоциональной заинтересованности в использовании игрушек, предметов.

Складываются новые чувственные отношения. В простейших этических ситуациях начинают проявляться нравственные чувства, например, утешающие действия в виде поглаживания, протягивания любимой игрушки. Реагируя на разнохарактерную музыку, ритмичность потешек, прибауток ребенок проявляет эстетические чувства.

В эмоциональной жизни двух-трехлетних детей начинает активно использоваться речь. Хотя из-за недостаточности ее развития они часто используют лишь отдельные словосочетания, а порой просто звуки. При целенаправленных педагогических воздействиях происходит становление словаря эмоциональной лексики. Ребенок может адекватно воспринимать слова злой волк, испуганный заяц, веселый медведь и т.д.

Эмоциональное развитие двух-трехлетних детей по-прежнему тесно связано с сенсорным. Расширение сенсорного опта за счет увеличения палитры ощущений, совершенствования восприятия приводит и к большему разнообразию эмоционально-экспрессивных реакций у детей.

Важная роль отводится сенсорной сфере. Она служит ключом, приводящим в движение механизмы эмоциональной сферы, обуславливает полноценное развитие ребенка в целом.

Таким образом, эмоциональные проявления ребенка в раннем возрасте зависят от окружающей его социальной обстановки, от взрослых, которые поддерживают природную повышенную эмоциональность малыша, создают условия для тонизации его эмоциональной сферы, расширения гаммы экспрессивных реакций.

Осуществляя работу по эмоциональному развитию детей 2-3 лет, важное место стоит отвести сенсорным играм, которые помимо включения детей в содержательное взаимодействие с сенсорными стимулами, активизируют моторные механизма эмоционального отклика, опосредованно приводят в действие эмоциональную сферу в целом. Эти игры не требуют большой подготовки к их проведению, весьма привлекательны для малышей и, в свою очередь, служат основным источником эмоционального развития в раннем и младшем дошкольном возрасте.

Вот некоторые из них:

«Ветерок»

Воспитатель держит в руке султанчик и произносит слова:

Ветерок, подуй сильней,

Развей ленточки скорей!

Вей. Вей ветерок,

Догони его, дружок!

Затем начинает быстро двигаться, размахивая султанчиком. Дети стараются поймать «ветерок».

«Чудесный мешочек»

Воспитатель, наполняя мешочек различными предметами (мягкими, шершавыми, холодными, гладкими и др.) задает детям различные игровые задачи:

Найди себе друга

Достань, что понравилось

На что похоже и т.д.

«Путешественники»

Воспитатель предлагает детям походить босиком по поверхности различного качества: мягкой, ребристой, гладкой и т.д.

«Веселая пушинка»

Воспитатель держит в руке ватный шарик и говорит детям:

Веселая пушинка

Летала, летала

И Села деткам на носик!

Воспитатель дотрагивается ваткой до носа каждого ребенка

Веселая пушинка

Летала. Летала

И села деткам на щечки!

Воспитатель дотрагивается до щеки каждого ребенка. Игра продолжается, «пушинка» садится детям на ушко, ладошки и т.д.

«Скачем на коне»

Основу игры составляет стихотворение Я. Акима «Весело мне»

Яблоки – веники Дети

Весело мне имитируют

Весело мне езду на

Я скачу на коне! Лошадке

Яблоки, веники, Движутся в

Вихрем лечу, разных

Вихрем лечу я, направлениях

Куда захочу!

Яблоки, веники, Дети останавливаются.

Конь мой устал, Воспитатель делает акцент на слове

Конь мой устал, «устал», просит изобразить

И скакать перестал. Уставшего коня.

В этой статье:

В раннем возрасте дети уже умеют демонстрировать большой спектр эмоций: радость, страх, горе, интерес, восторг, гнев, и т.д. Задача родителей – показать им, как правильно управлять своими эмоциями и понимать свое состояние. Эмоциональное развитие детей раннего возраста зависит от того, в какой среде живет малыш.

Важно помнить, что отношения между родителями являются своеобразным шаблоном для него. Малыш перенимает их, использует для общения с другими. В возрасте 1-3 годика малыши способны на очень глубокие эмоции, которые трудно подавлять. Это особенность их психического развития. Эмоции очень важны для нормального функционирования психики. Каждый день в жизни ребенка должно быть что-то новое, способное подарить уникальные впечатления.

Важность эмоционального развития

Эмоции - одна из составляющих личности человека. Их можно сдерживать или демонстрировать слишком ярко. Так или иначе, эмоции окрашивают нашу жизнь. Они необходимы для правильного развития психики человека. Причем речь
идет не только о маленьких детях. Нам всем нужны эмоции, эмоциональные переживания. Где их взять? Все то, что мы видим, слышим, пробуем, с кем общаемся, приносит нам впечатления, вызывает чувства. Так функционирует нормальная психика.

Если же взрослого или малыша ничего не радует, не удивляет, не расстраивает, это не нормально. Такое состояние ведет к психической стагнации. Мир окрашивается лишь в серый цвет, пропадает стимул стремиться к чему-то, добиваться. Ведь нет радости от победы, нет гордости за свои достижения, не печалят и потери. Такая ситуация несвойственна для человека и очень опасна для психики.

В детстве малыши очень любознательны. Любая мелочь может произвести на них впечатление. Психика учится, начинает активно функционировать. Для детей раннего возраста характерны очень яркие эмоции.

Если в этот момент (1-3 года) подавлять эмоциональные переживания, лишать малыша впечатлений от жизни, то это приведет к печальным последствиям.
Одно из них - серьезное отставание в психическом развитии.

Особенности детей 1-3 лет

Психическое развитие ребенка идет полным ходом. В этот период психическая деятельность характеризуется некоторыми особенностями:


В жизни малыша присутствует огромный спектр эмоций – от счастья и радости до обиды и гнева. Эмоций даже больше, чем у взрослого. Единственная проблема – малыш еще не умеет сдерживаться.

Для ребенка
любое переживание имеет одинаковую эмоциональную силу. Дело в том, что его мозг воспринимает любое состояние как постоянное. Взрослому это тяжело понять. Например, вы хотите есть. Вы отлично понимаете, что нужно только добраться до дома, а там вас ждет ужин. Ваш голод - временное состояние.

В подобном случае малыш может от голода впасть в сильную тревогу, истерику, плач. Его мозг воспринимает сиюминутный дискомфорт как перманентный. Проще говоря, ему кажется, что так он будет чувствовать себя всегда. Дело в том, что у малышей раннего возраста еще недостаточно опыта для решения таких ситуационных задач. Поэтому детские слезы всегда такие искренние, а переживания глубокие. То же самое происходит и в моменты радости.

Эмоциональный климат дома

На эмоциональное развитие крохи влияет домашняя атмосфера. Он еще не всегда понимает, что происходит, но хорошо чувствует изменение настроения родителей. Дети улавливают мимику, жесты, перемену тона разговора.

Конечно,
желательно, чтобы дома были ровные любящие отношения между родителями и членами семьи. Тогда развитие эмоций и психики будет следовать правильному образцу. Потом, попав в общество других детей и взрослых, малыш будет вести себя так, как привык, как научился от своих родителей и ближайшего окружения.

К 2-3 годам могут возникать аффективные реакции. Контроль гнева еще недостаточно развит. Тут нужно понимать, что если дома родители тоже не умеют контролировать свои негативные чувства, то ребенку очень тяжело будет научиться этому. Он видит пример: агрессию, злобу, проявления грубой силы. Для него это становится эталоном решения многих бытовых проблем. Очень важно, чтобы родители могли на своем примере показать, как правильно реагировать в сложной ситуации.

Эмоции

Развитие эмоций важно для того, чтобы малыш мог жить в обществе, по его законам. Без эмоционального общения не может быть дружбы, любви, не получится построить даже самые простые отношения. Конечно, у крохи впереди еще много лет, чтобы научиться всему.

В 1-3 года родителям нужно уделять
особое внимание эмоциональному развитию. Благодаря тому, что малыш испытывает положительные эмоции, происходит стимулирование памяти, речи. Еще до 1 года мамы и папы должны обеспечить малышу покой и уют, эмоциональное равновесие. Это несложно, ведь родители подходят к кроватке малыша с улыбкой, ласковыми словами. При их появлении он очень скоро начинает испытывать первые приятные впечатления.

Совершено нормально, если маленький ребенок любопытен, жизнерадостен. В этом возрасте большинство эмоций положительные – так и должно быть. В 1-3 годика не должно быть каких-то особенных страхов, тревожности – это говорит о том, что с психикой происходят нежелательные перемены.

Эмпатия

Сейчас мы только учим детей сопереживанию. Им еще непонятно, как это - переживать за другого человека. Качественное развитие эмпатии уже началось, но только к 4-5 годам они смогут использовать ее. В детском садике уделяется много внимания данной теме. Дети общаются между собой, дружат, ссорятся. Они начинают понимать другого человека лучше только после длительного общения. Тут большое значение имеют совместные игры детей.

Восприятие мира

Начиная с возраста 2 лет малыши стараются получать удовлетворение от своей деятельности. Появляются новые эмоции, такие как гордость за достижения, желание быть первым. Только к 3-4 годам это желание станет осмысленным, а пока что ребенку просто нравится в чем-то быть лучше. Играя с родителями в догонялки, он стремится быть быстрее, добежать первым. Когда это получается, малыш испытывает радость.

Игры между детьми тоже носят легкий состязательный характер. Одновременно с этим развивается воля. Конечно, пока еще волевое развитие только начинается. Малыши не умеют контролировать себя. Настойчивость проявляется, только если речь идет о выполнении какого-либо желания.

Уже к 2 годам для малыша важно одобрение взрослых. Он обычно криками и жестами привлекает внимание к тому, что сделал. Нет ничего плохого в том, чтобы похвалить кроху. Это стимулирует его повторить правильное действие. «Успех» приносит ему радость – малыш готов каждому новому человеку показывать, как он сам кушает ложечкой, завязывает бантик или надевает сам ботиночки.

Тут главное не переступать грань. Хвалить постоянно лишь за 1-2 действия неправильно. Он совершает действие - получает бурные похвалы. Ребенку тогда не хочется учиться новому. Лучше похвалите его несколько раз, давая закрепить результат, а затем переставайте. Тогда у него будет стимул вновь заслужить похвалы - получить удовольствие, удовлетворение. Позитивные эмоции стимулируют развитие.

Развитие эмоциональной сферы

Нормальное эмоциональное развитие детей раннего возраста благотворно влияет на становление личности. С помощью своих эмоций малыш создает свое «я». Для этого необходимо:


Общение

Родителям необходимо обеспечивать для ребенка позитивные изменения. Например, в выходной день погуляйте с ним по городу, сходите в парк, поиграйте вместе. Многие родители сильно устают – они включают детям мультики и занимаются своими делами. Такой опыт не самый позитивный. Сейчас основная масса эмоций идет от живого общения с:

  • родителями, родственниками;
  • воспитателями, учителями;
  • детьми разного возраста.

Но малышу
нужно научиться общаться. Покупая ему слишком много игрушек, давая возможность неограниченно смотреть телевизор, играть на телефоне, вы ограничиваете его эмоциональное развитие. Сейчас игрушки уже не вызывает так много радости у детей, как раньше. Они говорят, поют, танцуют – пропадает необходимость использовать воображение.

Дети радуются только моменту подарка, но скоро наступает эмоциональное пресыщение. Игрушки - это хорошо, однако ничто не заменит игр с другими детьми, от которых каждый раз море эмоций – от самых позитивных до негативных (ссоры, обиды). Сейчас важны все эмоциональные переживания.

Общаясь, мы получаем эмоциональный отклик. Даже взрослый человек, лишенный нормального общения с другими, постепенно теряет способность к эмпатии. Его начинают заботить только свои проблемы, а на переживания других он смотрит равнодушно. Очень плохо, если малыш в раннем возрасте ограничен в общении. Он просто не сможет научиться эмоциональной связи с людьми.