Детские страхи 5 лет. «Что делать, если у ребенка есть чувство страха?». Советы психолога родителям. Как избавить ребенка от страхов

Жизнь пятилетнего ребенка наполнена событиями и эмоциями. Сильные впечатления могут вызвать тревогу и испуг. Чтобы помочь малышу справиться с неприятными переживаниями, нужна помощь родителей. Правильные действия взрослых вернут крохе спокойствие.

Такие разные детские страхи

Большинство детских страхов - проявление возрастных особенностей. В старшем дошкольном возрасте число фобий увеличивается. Причем у девочек спектр страхов шире.

Психологической нормой для мальчиков 5 лет являются такие страхи:

  • заразиться и заболеть;
  • мамы и папы;
  • Бабы-Яги, Бармалея, Кощея Бессмертного;
  • перед сном;
  • транспорта;
  • высоты;
  • войны;
  • уколов.

Перечень основных страхов девочек 5-летнего возраста длиннее:

  • заразиться и заболеть;
  • мамы и папы;
  • перед сном;
  • страшных снов;
  • животных (пауков, змей, волков);
  • транспорта;
  • природных катаклизмов;
  • тесных помещений;
  • воды;
  • больших помещений, улиц;
  • боли.

Если у ребенка фобии, не свойственные его возрасту и полу, это может быть проявлением детского невроза страха. В таком случае полезно проконсультироваться с детским психологом. Но чаще ситуацию может исправить грамотное поведение родителей.

Внушенные и ситуативные страхи

Многие страхи появляются после психотравмирующих ситуаций (испуг, боль, медицинские процедуры, конфликты в семье). Иногда появление фобий определено личностными особенностями малыша (фантазирование).
Нередко источником страха становятся взрослые. Например, родители и воспитатели внушают чувство опасности, пытаясь предостеречь кроху. Но малыша не защищают, а пугают фразы: «Не трогай - обожжешься!», «Не открывай дверь - там чужой!». Вредны и высказывания о слабости ребенка, о смерти, несчастьях, пожарах. Так закрепляются внушенные страхи.

Факторы риска

Предпосылки проявления боязливости у ребенка:

  • чрезмерная требовательность или тревожность мамы;
  • отсутствие других детей в семье;
  • запрет на шумные игры;
  • семейные конфликты;
  • родители старше 35 лет (больше опеки);
  • свойства нервной системы ребенка.

Страшные сны

Кроме дневных страхов психологи обращают внимание на существование ночных кошмаров. Это страшные сны, которые могут повторяться. Детям снятся чудовища, жуткие события. Обычно ночные кошмары появляются на фоне дневных страхов. Такие дети просят оставить на ночь свет, стремятся быть поближе к родителям, вскрикивают и беспокойно двигаются во сне.


Уберечь ребенка от подобных неприятных переживаний можно. Для этого нужно не допускать перед сном таких событий:

  • ссоры родителей;
  • наказания, угрозы;
  • компьютерные и подвижные игры, TV;
  • отказ почитать перед сном, обнять или поцеловать ребенка.

Родительская поддержка детей 5 лет

Если страх проявляется слабо и редко, лучше отвлечь ребенка интересной игрой. Чем больше интересов, тем меньше переживаний.

Мудрые действия взрослых могут избавить ребенка от страхов. Например:

  • постараться понять причину тревоги;
  • внушить ребенку веру в то, что страхи исчезнут;
  • чаще говорить ребенку: «Я с тобой»;
  • обеспечить общение малыша с детьми (выброс эмоций);
  • активно играть дома;
  • бывать на природе;
  • предлагать малышу рисовать (или лепить) страхи и уничтожать их (или изображать в комичном виде);
  • поощрять достижения ребенка;
  • добиваться положительных эмоций.

Никогда не стоит запугивать ребенка. Пятилетний малыш может воспринять угрозы серьезно, и страх сохранится надолго.

Лучшая тактика по отношению к страхам - не беспокоиться, не впадать в панику, не драматизировать ситуацию. И тогда страхи исчезнут навсегда.

Ткачева Татьяна
«Что делать, если у ребенка есть чувство страха?». Советы психолога родителям

СТРАНИЧКА ПСИХОЛОГА .

Детские страхи .

Каждый второй ребенок в том или ином возрасте испытывает страхи . Наиболее часто этому подвержены дети от двух до девяти лет. В этом возрасте ребенок уже многое видит и знает, но еще не все понимает, необузданная детская фантазия еще не сдерживается реальными представлениями о мире. Как и другие эмоциональные расстройства в этом возрасте, страхи скорее говорят о некотором преувеличении нормы в процессе развития, чем о чем-то аномальном.

Страх играет важную роль в процессе приспособления ребенка к его окружению . Чрезмерное оберегание формирует в нем впечатление, что он сам необыкновенно маленькое, слабое существо, а окружающий мир полон опасностей.

Также появлению чувства страха способствует и неуверенное, слишком уступчивое и нерешительное взрослое окружение, не обеспечивающее условий для развития у ребенка чувства достаточной защищенности.

Ребенок , ожидающий, что окружение должно его обезопасить, очень плохо переносит неопределенные ситуации, и при этом у него возникает ощущение опасности. Страх может быть позитивной эмоцией, если он :

Мобилизует силы ребенка для активной деятельности;

Выступает регулятором агрессивности и служит утверждением социального порядка;

Сдерживает проявления первичной биологической агрессии (страх перед наказанием ) ;

Способствует запоминанию опасных или неприятных событий, чтобы впоследствии их избежать;

Обостряет все органы чувств , что позволяет видеть или даже чувствовать мельчайшие признаки опасности.

Однако страх может держать ребенка в постоянном напряжении, порождать неуверенность в себе, сковывать, а в выраженных случаях буквально парализовать активность; при длительном действии приобретать затяжной невротический характер.

Психологи делят страхи на две категории – возрастные и невротические.

Возрастным страхам подвержены практически все дети. Наиболее ярко они проявляются у эмоционально чувствительных дошкольников как отражение особенностей их психического и личностного развития. Причины возникновения таких страхов :

Наличие страхов у родных , большая часть которых передается неосознанно, (однако есть и внушаемые страхи : Баба Яга, гуси-лебеди и другие персонажи, которыми родители обычно запугивают детей, чтобы добиться послушания);

Тревожность в общении с ребенком ;

Чрезмерное оберегание от опасности;

Большое количество запретов;

Многочисленные нереализуемые угрозы взрослых;

Психологическая травма : испуг, шок;

Нервно-психические перегрузки матери как следствие вынужденной подмены семейных ролей;

Конфликтные ситуации в семье и т. д.

Невротические страхи являются результатом длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений – нередко на фоне уже болезненного перенапряжения нервных процессов. При неврозах дети значительно чаще испытывают страхи перед одиночеством , темнотой и животными. Наличие многочисленных страхов при неврозах является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной самооценки, психологической защиты .

Чтобы помочь ребенку преодолеть страх , родителям необходимо понять , что за ним кроется. Надо присмотреться к ребенку , к себе, к ситуации в доме в целом. Следует критически осмыслить свои требования к ребенку , обратив внимание на то, не превышают ли родительские запросы реальные возможности ребенка , не слишком ли часто он оказывается в ситуации «тотального неуспеха» . Родители должны всеми силами повысить чувство уверенности ребенка в себе , показать, как он силен, что может, приложив усилия, справиться с любой трудностью.

Если этого не делать , существующие у ребенка страхи дадут реальную пищу для его фантазий, которые со временем начнут действовать против него. Страхи увеличатся , станут более яркими и агрессивными, приведут к поведенческим нарушениям, что будет затруднять жизнь ребенку в окружении взрослых и сверстников, создаст проблемы в межличностном общении.

Советы родителям :

«Что делать , если у ребенка есть чувство страха

В семье родителям необходимо поддерживать благоприятную атмосферу, не выяснять в присутствии ребенка отношения с другими членами семьи.

В условиях домашней обстановки важно обеспечить ребенку безопасную среду , соблюдать режим, находить время для общения с ним.

Если у ребенка появляются страхи , то надо попытаться разными способами помочь ему их выразить. Для этого можно поговорить о них, нарисовать их, а потом уничтожить, разорвать, выбросить, посадить под замок и т. п.

Если ребенок испытывает страхи , необходимо быть особенно внимательными к нему, стараться поддерживать его в трудную минуту.

Для позитивного самоощущения ребенка , особенно перед сном, можно придумать «ритуал прощания» , который необходимо постоянно поддерживать. Это может быть чтение художественной литературы, придумывание сказок, отгадывание загадок, общий расслабляющий массаж тела и т. п.

Эффективным приемом в коррекции страхов является поддержка ребенка словами : «Я знаю, что ты боишься темноты, давай оставим дверь приоткрытой. Я буду в соседней комнате, и ты всегда сможешь позвать меня».

Ни при каких обстоятельствах нельзя стыдить ребенка за его испытываемый страх .

Необходимо контролировать, какие мультфильмы и телевизионные программы смотрит ребенок , в какие компьютерные игры он играет. Старайтесь не допускать просмотра передач, в которых есть сцены насилия .

Если у ребенка что-то не получается, не следует его ругать. Нужно попробовать сделать это совместно , учитывая его возможности.

В условиях семьи надо использовать единые требования в вопросах поощрения и наказания, быть последовательными в воспитании.

Рекомендации для родителей по теме "Преодоление страха у детей 4 - 5 лет "

СТРАХ

Страхи появляются вместе с развитием познавательной деятельности, ребенок растет и начинает познавать окружающий мир. Он развивается в обществе людей, и ведущую роль в воспитании играют взрослые. Поэтому от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит психическое здоровье малыша.

ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ

ПЕРВАЯ ПРИЧИНА - конкретный случай, который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте) . Но не у всех детей покусанных собакой развивается стойкий, заметный окружающим страх . Во многом это зависит от особенностей характера малыша (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе и т. д.)

ВТОРАЯ ПРИЧИНА - многочисленные запреты родителей , а также гнев и угрозы взрослых в адрес ребенка. Так, самые распространенные - это внушенные страхи . Их источник - взрослые, окружающие малыша, которые непроизвольно, слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше : сама ситуация или реакция на нее взрослого.

ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА - наличие более серьезного расстройства - невроза, которое должны диагностировать и лечить только медицинские работники. Проявлением невроза можно считать, те страхи , которые не считаются нормой для данного возраста ребенка.

ПОСЛЕДСТВИЯ

Последствия детских страхов могут быть самыми разными : тревожность, агрессия, капризность, проблемы в общении со сверстниками и другие серьезные проблемы. Поэтому особенно важно помочь ребенку, вовремя преодолеть страхи .

МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРАХОВ

Помощь специалиста нужна в том случае, если страх ребенка доходит до патологии. Но если родители видят , что страх не причиняет ребенку особого беспокойства, можно попробовать справиться своими силами.

РЕАКЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ - должна быть спокойной. Нельзя оставаться равнодушным, но и сильное беспокойство, отрицательный эмоциональный фон могут привести к усилению проблемы;

ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ - пусть он расскажет, что чувствует и опишет сам страх . Чем больше ребенок будет говорить о страхе , тем быстрее он сможет его победить;

СОЧИНИТЕ ВМЕСТЕ СКАЗКУ - конец истории должен быть обязательно о том, как герой побеждает страх ;

НАРИСУЙТЕ СТРАХ - а после того как ребенок нарисует, дать скомкать, порвать лист с рисунком, и обязательно объяснить малышу, что страха больше не существует, что вы его прогнали, и он больше никогда не побеспокоит его.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. ЕСЛИ БОИТСЯ ТЕМНОТЫ - не запирайте его в комнате «чтобы привыкал» . Вы еще больше напугаете ребенка. Последствия печальны : неврозы, заикания, отклонения в развитии;

2. СПОКОЙНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КЛИМАТ в семье является профилактикой страхов . К сожалению, не все родители понимают , сколь хрупка психика ребенка. Все что угодно, можно объяснить спокойно!

3. НЕ СМЕЙТЕСЬ НАД СТРАХАМИ РЕБЕНКА . Относитесь к страхам детей серьезно , это не просто капризы, тем более нельзя ругать и наказывать детей за «трусость» . Ведь страх - опасная эмоция человека;

4. УВЕРЯЙТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА, ЧТО ОН В БЕЗОПАСНОСТИ, тем более, когда вы, родитель , рядом с ним. Ребенок должен верить вам и доверять;

5. ОБСУЖДАЙТЕ СТРАХИ . Главная задача, понять, что именно беспокоит ребенка, и что явилось причиной страха . Малыш обязательно научится сам справляться со своими страхами , но этого не произойдет без вашей, родительской помощи .

6. ОТВЛЕКАЙТЕ РЕБЕНКА. Например, когда у ребенка началась паника, отвлеките наблюдением за чем-нибудь (например, посмотрите в окно) . Больше разговаривайте с ребенком!

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ СТРАХА

УПРАЖНЕНИЕ «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Ребенку предлагается закончить предложение : Взрослые обычно боятся….; дети обычно боятся….; мамы обычно боятся….; папы обычно боятся….

УПРАЖНЕНИЕ «ДОМ УЖАСОВ»

Ребенку предлагается нарисовать обитателей дома ужасов. Все страхи и ужасы после изображения выбрасываются.

УПРАЖНЕНИЕ «НАРИСУЙ СВОЙ СТРАХ , ПОБЕДИ ЕГО»

До упражнения желательно поговорить с ребенком : «Чего ты боишься, когда тебе бывает страшно , было ли такое, когда ты сильно испугался?». Затем ребенку предлагают нарисовать то, чего он боится. После рисования еще раз поговорите, чего же он конкретно боится. Затем возьмите ножницы и попросите ребенка разрезать «страх » на мелкие кусочки, а мелкие - еще на более мелкие, помогите ребенку в этом. Когда «страх » рассыплется на крошечные кусочки, покажите ребенку, что теперь его собрать невозможно. Заверните эти мелкие кусочки в большую бумагу, подойдите к мусорному ведру и выкиньте туда.

ИГРА «ЖМУРКИ»

Водящему завязывают глаза, остальные игроки бегают по комнате, издавая веселые звуки : «ку-ку» , «ля-ля» , «а вот и я!» Схватив попавшегося, водящий угадывает, кто это, и только после снимает повязку.

УПРАЖНЕНИЕ «РАССКАЖИ СВОЙ СТРАХ »

Минимальное количество участников - 2, чем больше, тем продуктивнее упражнение. В тесном доверительном круге взрослый рассказывает о детских страхах : «А вот когда я был таким, как ты, то.» Затем задает вопрос : «А у вас было такое?» «А кто чего боится, расскажите!» Дети, по желанию, рассказывают о ситуациях, когда им было страшно . Ведущий каждый раз просит поднять руку тех, у кого было похожее.

ИГРА «МАСКИ»

Минимальное количество участников – 2, но чем больше, тем интереснее и полезнее игра. На бумаге рисуются страшные маски , затем каждый участник примеряет себе любую, остается в ней какое-то время, можно потанцевать «дикие» танцы, побегать, погоняться друг за другом. Затем происходит ритуал снятия масок, все берутся за руки, улыбаются друг другу, можно плавно потанцевать.

УПРАЖНЕНИЕ «ОЧЕНЬ СТРАШНОЕ »

Каждому из детей предлагается нарисовать рисунок на тему «Что-то очень страшное » , а затем рассказать о нем.

ИГРА «ПРОГОНИ БАБУ ЯГУ»

Ребенка просят представить, что в стул залезла Баба-Яга, надо обязательно прогнать ее оттуда. Она очень боится громких криков и шумов. Ребенку предлагается прогнать Бабу Ягу, для этого надо покричать и постучать по стулу пустыми пластмассовыми бутылками.

Публикации по теме:

Что такое страх? Чего боятся наши дети? Профилактика детских страхов. Игры и упражнения на преодоление страха. Поговорим о детских страхах.

Консультация для родителей «Подвижные игры на избавление от страха темноты» Консультация для родителей «Подвижные игры на избавление от страха темноты» Очень часто ребятишки боятся темноты, представляя себе различных.

По мнению Р. А. Дмитриева заслуженного тренера Белоруссии, тренеры, обучающие начальному плаванию детей и взрослых, нередко сталкиваются.

Рекомендации для родителей «Книги для детей от 4 до 6 лет» КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 6 ЛЕТ Если ребенок до сих пор не научился и не полюбил читать – это еще не трагедия. Ни в коем случае не поддавайтесь.

Каждый из нас периодически испытывает чувство тревоги, беспокойства и страха – это одна из сторон нашей психической активности. Но у взрослых есть опыт и знания, которые часто помогают рационализировать происходящее и уменьшить интенсивность переживаний. Дети многого не понимают и переживают намного острее. Зачастую, то, что пугает малыша, взрослому может казаться сущим пустяком. А ведь чувство страха заставляет ребенка переживать по-настоящему сильные эмоции, которые моментально могут завладеть всем его маленьким миром.

Если малыш жалуется, что он чего-то боится – это не причина для насмешек или паники, а скорее повод задуматься и поговорить с ребенком, постараться выяснить причину и потом принимать решение о дальнейших действиях. Большинство детских страхов имеют временный характер, при своевременном выявлении страхов взрослыми и правильном отношении к ним в скором времени бесследно исчезают. Есть, конечно, и такие страхи (невротические или навязчивые), которые затрудняют нормальную жизнедеятельность ребенка, мешают его развитию и адаптации, распространяются на все сферы жизни – в этом случае лучше обратиться за помощью к специалистам.

Что такое детские страхи?

Страх – это чувство, которое возникает в ответ на воздействие угрожающих факторов, в основе которого лежит врожденный инстинкт самосохранения. Психологи выделяют две базовые угрозы, вызывающие чувство страха – угрозы жизни и жизненным ценностям человека. Специфика детских страхов заключается в том, что они, как правило не связаны непосредственно с актуальной угрозой. Детские страхи основаны на информации, которую дети получают от ближайших взрослых и пропускают сквозь призму своей яркой фантазии и воображения.

Причины возникновения детских страхов

Самая очевидная причина детских страхов – это пережитая ранее травмирующая ситуация. Например, если ребенка укусила собака, есть большая вероятность, что в будущем он будет бояться собак. Если родители запугивают малыша сказочными персонажами, пытаясь добиться собственных целей, ребенок может бояться оставаться в одиночестве или в темноте. Базой для формирования страхов так же служит общая тревожность ближайшего окружения, которая транслирует ребенку огромное количество запретов и установку на неудачу. Мамы и бабушки часто предостерегают детей фразами: «осторожно! Иначе упадешь, поранишься, сломаешь ногу». Из таких фраз ребенок, как правило, воспринимает только вторую часть. Он еще не до конца понимает, от чего его предостерегают, но его наполняет чувство тревоги, которое может перерасти в устойчивые страхи. Чрезмерно эмоциональное обсуждение взрослыми различных происшествий и стихийных бедствий, акцентирование внимания на том, что опасность может подстерегать на каждом шагу также не остается без внимания детей и является плодотворной почвой для страхов.

Есть не столь очевидные причины, которые могут лежать в основе детских страхов:

  1. Гиперопека
    Дети, живущие в современном мегаполисе, часто подвержены чрезмерной опеке со стороны родителей, они постоянно слышат о том, что на каждом углу их ждет опасность. Это делает малышей неуверенными в себе и боязливыми. Кроме того, сама жизнь в большом городе наполнена стрессами и очень интенсивна, что не может не сказываться на детской психике в общем, делая ее более уязвимой.
  2. Недостаток внимания родителей
    Из-за чрезмерной загруженности взрослых, их общение с детьми часто сильно ограничено во времени. На замену живому эмоциональному общению приходят компьютерные игры и телевизионные передачи. Поэтому необходимо качественно общаться с ребенком хотя бы несколько часов в неделю, совершать совместные прогулки, играть, обсуждать значимые моменты.
  3. Недостаток физической активности
    Отсутствие достаточного количества физической активности так же может стать причиной возникновения страхов.
  4. Агрессия матери по отношению к ребенку
    Если мать в семейной системе занимает лидирующую позицию и часто позволяет себе проявлять агрессию по отношению к другим членам семьи, возникновение страхов у ребенка практически неизбежно. Она не воспринимается малышом, как объект, который в любой ситуации защитит и придет на помощь, поэтому страдает базовое чувство безопасности.
  5. Нестабильная атмосфера в семье
    Нестабильная эмоциональная ситуация в семье, частые скандалы между членами семьи, отсутствие взаимопонимания и поддержки становятся причиной хронической тревоги, которую испытывает ребенок, находясь в семье. Со временем это может привести к возникновению страхов.
  6. Наличие у ребенка психологических и психических расстройств
    Так же причиной страха может быть наличие у ребенка невроза, диагностика и лечение которого входит в компетенцию медицинских работников. Проявлением невроза являются детские страхи, которые не свойственны для возраста, в котором находится ребенок, либо соответствуют его возрасту, но приобретают патологическое проявление.

Виды детских страхов

Принято выделять три вида страхов:

  1. Навязчивые страхи
    Эти страхи ребенок испытывает при определенных обстоятельствах, которые могут вызвать у него панику. Например, страх высоты, открытых пространств, мест скопления большого количества людей и т.д.
  2. Бредовые страхи
    Наличие таких страхов указывает на серьезные проблемы в психике ребенка. Их причину найти невозможно и объяснить логически невозможно. Например, ребенок боится играть с конкретной игрушкой, одевать определенную одежду, открывать зонтик и т.д. Но, если вы обнаружили такой страх у своего малыша, не стоит сразу паниковать, надо попытаться выяснить причину, возможно он не хочет играть с определенной игрушкой в силу объективных причин. Например, он мог сильно удариться или больно упасть, когда играл раньше с этой игрушкой.
  3. Сверхценные страхи
    Эти страхи являются продукцией фантазии ребенка, именно они встречаются в 90% случаев при работе с детьми. Сначала такие страхи соотносятся с определенной жизненной ситуацией, но потом они настолько завладевают мыслями ребенка, что ни о чем другом он не может думать. Например, страх темноты, которая в детском воображении «кишит страшными чудовищами».

Возрастные детские страхи

Психологи выделяют детские страхи, которые проявляются в определенном возрастном периоде, считаются нормой, и со временем исчезают при нормальном развитии.

  • 0–6 месяцев – страх вызывают неожиданные громкие звуки, резкие движения, падение предметов; отсутствие матери, и резкие перемены в ее настроении, общая потеря поддержки;
  • 7–12 месяцев – страх могут вызвать громкие звуки; люди, которых ребенок видит впервые; переодевания; резкая смена обстановки; высота; отверстие стока в ванной или бассейне, беспомощность перед неожиданной ситуацией;
  • 1–2 года – страх могут вызвать громкие звуки; разлука с родителями; засыпание и пробуждение, плохие сны; незнакомые люди; отверстие стока ванны или бассейна; страх травмы; потеря контроля над эмоциональными и физическими функциями;
  • 2–2,5 года – страх потери родителей, эмоционального непринятия с их стороны; незнакомые дети того же возраста; ударные звуки; возможно появление ночных кошмаров; перемены в окружающей обстановке; проявления стихии – гром, молния, ливень;
  • 2–3 года – большие, непонятные, «несущие в себе угрозу», объекты, например, стиральная машина; изменение привычного жизненного уклада, экстренные события (смерть, развод и т.д.); изменения местоположения привычных объектов;
  • 3–5 лет – смерть (приходит понимание того, что жизнь конечна); ночные кошмары; нападения грабителей; стихийные бедствия; пожар; болезнь и операция; змеи;
  • 6–7 лет – сказочные персонажи (ведьмы, призраки); страх потери (потеряться или потерять маму и папу), одиночества; страх не оправдать надежды родителей в учебе, страхи, связанные со школой; страх физического насилия;
  • 7–8 лет – темные зловещие места (подвал, каморка), стихийные бедствия и катастрофы, утрата внимания и принятия, любви со стороны окружающих (сверстников, учителей, родителей); страх опоздания в школу, исключение из школьной и домашней жизни; физическое наказание; отсутствие принятия в школе;
  • 8–9 лет – несостоятельность в играх, в школе; уличение во лжи либо нежелательном поведении; страх физического насилия; страх потери родителей, ссоры с родителями;
  • 9–11 лет – невозможность достигнуть успеха в школе или в спорте; болезни; определенные животные; высота, кружение (страх могут вызывать некоторые карусели); люди, несущие в себе угрозу (наркоманы, хулиганы, пьяницы и т.д.);
  • 11–13 лет – поражение; необычные собственные поступки; собственная внешность и привлекательность; болезни и смерть; сексуальное насилие; критика со стороны взрослых; собственная несостоятельность; потеря личных вещей.

Как работать с детскими страхами

Детские страхи, на которые взрослые не обращают внимания, могут в результате принести негативные последствия, такие как проблемы в общении со сверстниками, агрессивность, трудности в социальной адаптации, неврозы и комплексы. Поэтому взрослым важно вовремя обратить внимание на имеющиеся у ребенка страхи, понять, имеют ли они патологический характер, и, в зависимости от этого, самостоятельно постараться помочь ребенку или обратиться за помощью к специалисту.

По вопросам детских страхов можно обратиться к психологу на портале «Я-родитель» в рубрике раздела «Родителям» – «Вопрос психологу».

Консультацию квалифицированных специалистов по всем волнующим вопросам, в том числе и психолога по вопросам детских страхов, детям и родителям можно получить по Единому всероссийскому телефону доверия.

Первым этапом помощи является выявление страха. Это можно вделать в ходе доверительной беседы с ребенком . Можно спрашивать ребенка, боится ли он конкретных вещей. Это становится целесообразным только в том случае, если ребенок уже достиг возраста трех лет. Родитель может мягко и неторопливо расспрашивать ребенка о страхах, не заостряя внимания на каких-то из них, чтобы не привести к фиксации и внушению. В ходе разговора подбадривайте и хвалите малыша. В случае обнаружения страха реагируйте спокойно и уверенно, ведь ребенок считывает ваше эмоциональное состояние. Так, если страх ребенка пугает взрослого, ребенок может переживать еще больше. Попросите ребенка описать страх, рассказать на что он похож, что он чувствует, в каких ситуациях к нему приходит чувство страха, и что бы малышу хотелось с ним сделать. Как правило, дети с радостью соглашаются отправить его на Северный полюс, запереть в высокой башне и т.д.

Еще один действенный метод – сочинить вместе с малышом сказку про страх, которая непременно должна закончиться победой главного героя над страхом.

– увлекательное и полезное занятие. В ходе рисования можно проводить беседу, расспрашивать ребенка о его страхе и предлагать ему искать решения. А по завершении рисования страха, листок с рисунком можно сжечь, объяснив малышу, что таким образом вы сжигаете его страх вместе с рисунком, и больше он его не побеспокоит. Сожжение необходимо провести в виде некоего ритуала, постоянно подбадривая и хваля малыша за то, какой он смелый, акцентируя внимание на том, как здорово он расправился со страхом.

Отлично работает в борьбе со страхами инсценировка или игра – стоит отметить, что использование этого способа широко используется психологами. Дети в группе придумывают рассказы на тему своих страхов и с помощью психолога проигрывают сюжеты в группе. Далее родители могут дома еще раз проиграть ситуацию с ребенком, но только в том случае, если это не вызывает у него негатива.

Важно помнить о том, что страхи присущи всем, и их не стоит бояться. Родителям важно научиться принимать своих детей такими, какие они есть, со всеми их страхами и тревогами. Ведь если рядом уверенный, надежный и принимающий родитель, преодолеть страх становится для ребенка делом времени. Все, что требуется от мамы и папы в преодолении детских страхов – быть рядом с ребенком, уметь выслушать его, вовремя выявить страх малыша, и найти правильный способ борьбы с этим страхом: самостоятельно или при помощи специалиста.

Мария Меролаева

Как утверждают психологи, большинство страхов у детей обусловлено возрастными особенностями, и в старшем возрасте они проходят. Но когда ребенок чего-то сильно боится, это может отпечататься в его памяти и перейти с ним во взрослую жизнь в виде . Поэтому родители должны обращать внимание на особенности психики малыша и корректировать свои методы воспитания в соответствии с его чувствительностью и восприимчивостью. Зачастую детские страхи возникают на почве сильных переживаний, испуга от громкого звука или другой неприятной ситуации. Такую боязнь у ребенка психолог может устранить очень быстро и легко.

А вот если страх появился из-за внушений и запугиваний взрослых, он начинает подпитываться детской фантазией, и побороть такой страх очень сложно. Еще сложнее, если родители малыша сами склонны к фобиям, и навязывают ребенку боязливое восприятие мира, постоянно предостерегая его от травм, различных несчастий и угрожая наказанием.

Катализаторами детских страхов являются: чрезмерная опека взрослых, неуверенность родителей в себе, постоянные разговоры взрослых о болезнях и смерти, напряженность в семье, а также ссоры и крики родителей. Когда в семье разлад, первыми страдают дети. Они чувствуют себя отверженными и теряют ощущение безопасности, что приводит к появлению систематических страхов. Существуют и другие скрытые причины детской боязни, которые могут выявить только психологи.

Страхи у детей дошкольного возраста

По мере взросления дети испытывают различные эмоции. Страхи у детей дошкольного возраста могут быть различными. Малыши до года боятся громких звуков, одиночества, наказания и боли, отдаления от мамы, новой окружающей среды и посторонних людей. К двум годам дети начинают бояться темноты. Кроме того появляются ночные страхи у детей, вызванные их бурной фантазией и спровоцированные пугающими картинками, увиденными по телевизору или на компьютере. Например, родители могут смотреть интересную передачу о красотах африканской природы, а ребенок увидит на экране вулкан или большую змею, и не будет неделю спать.

К 5 годам у детей усиливается страх темноты и появляется боязнь замкнутого пространства. Поэтому родители, которые используют в качестве оставлять его на несколько минут одного, должны выбирать для этого просторную и хорошо освещенную комнату. Ни в коем случае нельзя закрывать малыша в ванной, это может оставить негативный отпечаток в его сознании на всю жизнь.

Дети в возрасте 5-7 лет чаще всего боятся сказочных персонажей, ассоциируя их с реальными людьми. Также у малышей появляются страхи, связанные со стихией, дети боятся грома, молнии, огня, воды и т.д. Если родители постоянно кричат на ребенка или бьют его, у малыша появляется страх наказания. Кроме того, дети в этом возрасте уже боятся страшных снов, могут бояться животных (если им этот страх навязывают родители), и самый неприятный страх, который появляется у дошкольников – боязнь потерять родителей.

Страхи у детей школьного возраста приходят с раннего детства и только усиливаются. Малыши по-прежнему боятся темноты, одиночества, страшных сновидений и фантастических персонажей. Но вдобавок к этому они начинают бояться высоты, глубины, пожара и многого другого.

Преодоление детских страхов

Определить боящегося ребенка несложно, так как дети, испытывающие постоянный страх, отличаются напряженностью и беспокойством в поведении. Они знают источник угрозы и стараются его избегать. Но, тем не менее, точная диагностика детских страхов – это работа психолога. Специалисты выявляют боязни у детей во время общения с ними, используя различные приемы. Преодоление детских страхов осуществляется несколькими методами. Одним из таких действенных методов диагностики является рисование страхов, когда ребенку предлагают нарисовать то, чего он больше всего боится. Также детские страхи можно проговаривать в виде ролевых игр и на примере героев сказки.

Коррекция страхов у детей начинается с их родителей. Так как зачастую дети лишь отражают тревоги и опасения взрослых, навязывающих им излишнюю мнительность и закрепляющие в них трусливое поведение. Если ребенок боится темноты и страшных снов, помочь ему можно уменьшив уровень тревожности днем. Для этого родителям нужно наладить взаимоотношения в семье, нейтрализовать все конфликты, а также исправить свои ошибки в воспитании. Положительно на детей влияют и занятия спортом, предполагающие плаванье, преодоление препятствий, а также нейтрализацию страхов перед высотой, темнотой и водой. Даже обычные игры в пятнашки или казаки-разбойники помогут ребенку бороться с некоторыми страхами, такими как боязнь нападения и страх перед наказанием.

Кроме того, работа с детскими страхами предполагает снятие у детей непосредственно боязни перед страхом. Ведь бояться это совершенно естественно и нормально. Страх помогает нам избежать опасностей. Поэтому родители обязательно должны постоянно повторять, что бояться не стыдно, свои страхи нужно принять.

И наконец, чтобы вырастить смелого и активного ребенка, родители должны запомнить несколько простых правил:

  1. Не унижайте и не оскорбляйте достоинство ребенка, а также не возносите малыша слишком высоко. Он должен быть равноправным членом семьи по своим правам и обязанностям.
  2. Не пугайте ребенка фантастическими персонажами, Бабой-Ягой, Бармалеем, а также волками и чужим дядей, который непременно должен прийти и забрать кроху в тот момент, когда он начинает плакать. Дети воспринимают все намного серьезнее, чем взрослые.
  3. Если у Вас в семье один ребенок или между Вашими детьми большая разница в возрасте, чаще приглашайте в дом друзей-сверстников, родственников или просто малышей, живущих по соседству. Дети нуждаются в общении с одногодками.
  4. Чаще рисуйте и разрешайте малышу мастерить все, что он захочет. Это поможет ему избавляться от своих переживаний, а кроме того Вы сможете анализировать психологическое состояние ребенка по его поделкам.
  5. Не останавливайте Ваше чадо во время активных игр со сверстниками, а также чаще играйте всей семьей. Просите малыша забраться выше на дерево, или нырнуть глубже в воду. В моменты, когда Вы контролируете ситуацию, это будет безопасно, но очень полезно для самооценки ребенка.
  6. Не забывайте о постоянном телесном контакте с малышом. Чаще гладьте его и целуйте. Это даст ему ощущение безопасности и защищенности.
  7. Стабильная и доброжелательная обстановка в семье поможет свести детские страхи к минимуму.