Правильное развитие ребенка в год. Годовалый ребенок - библиотека - доктор комаровский. Простейшие бытовые навыки

Вот вашему карапузу и исполнилось 1 год и 2 месяца, а это значит, что теперь вы соседствуете с маленьким естествоиспытателем. Это тот самый возраст, когда маленькому человечку особенно хочется все потрогать, побросать на пол и, конечно же, попробовать на зуб. Теперь за малышом только глаз да глаз!

Физиологические параметры ребенка в год и 2 месяца: рост и вес малыша в возрасте одного года двух месяцев

  • Рост — диапазон нормы расширяется, теперь средние показатели составляют 74-82 см.
  • Вес — 10-13 кг.
  • Окружность головы — 46-48 см, груди — 48-51 см.

Зубы — их становится больше, у некоторых шустрых деток уже появляются первые жевательные зубки.

Внимание: не впадайте в панику, если ваши показатели немного отличаются, это нормально. Все детки разные, это обусловлено и состоянием здоровья, и генетикой. Но, если сильно переживаете, конечно, стоит проконсультироваться с врачами.


Что умеет ребенок в 1 год и 2 месяца: особенности развития крохи

  1. Уверенно ходит без посторонней помощи (в этом смысле мальчики ленивее девочек, часто ходить они начинают позже. Это не отклонение, а особенность психо-эмоционального развития).
  2. Повышается пассивный словарный запас , ребенок уже способен безошибочно выполнять маленькие просьбы (например, «принеси машинку» или «подойди к кроватке»).
  3. Может произносить короткие слоги, обозначающие слова («мама», «папа», «ба», «ням» «чёсь» — расческа, еще, конечно же, всеми любимая «кака», ну и т. д.).
  4. Может имитировать звуки, которые издают животные (барашка «бэ-э-э», киска — «мяу» и т. п.).
  5. Различает голоса близких и чужих людей.
  6. Умеет делать несложные манипуляции с предметами , играть с крупными игрушками (кататься на игрушечной лошадке, отталкиваясь ножками, нажимать на кнопочки, открывать-закрывать дверцы и ящики, расчесывать волосы).
  7. Может показывать на предметы и просить помочь (показывать пальчиком на высоко лежащую игрушку и говорить«дай» или показывать на холодильник со словом «ням»).
  8. Может просить, чтобы его покачали или покатали на плечах.

В этом возрасте детки обычно еще не умеют:

  • проситься на горшок;
  • орудовать ложкой.

Это комплексные навыки, более сложные, они приходят попозже.

Режим дня ребенка в 1 год и 2 месяца

Сон

Дневной сон сохраняется двухразовый, второй чуть покороче первого. Очень важно приучить малыша к четкому режиму дня, в то же время, чутко прислушиваясь к его потребностям. Если вы видите, что днем ребенок спит беспокойно и часто просыпается, стоит подумать о том, чтобы постепенно переходить на одноразовый сон днем, продлевая его продолжительность. Пока режим устанавливается, ребенка нужно будить, если он сам не просыпается вовремя. В дальнейшем это делать не рекомендуется, так как настроение малыша ухудшается. Спать стоит с открытой форточкой, а в теплое лето можно даже укладывать кроху спать на летней веранде.

Питание

Кормление остается 4-5-разовым (завтрак, обед, полдник, ужин, ночное кормление — по требованию). Иногда малыш просит грудь утром, это нормально, но тогда режим нужно немножко подкорректировать. Перерыв между кормлениями составляет 3-4 часа.
В этом возрасте зубов становится больше, могут даже появиться первые жевательные, поэтому в рацион нужно уже потихоньку добавлять более твердую пищу (хлеб, фрикадельки, печенье, кусочки фруктов).

Примерное меню для малыша в возрасте 1 год и 2 месяца

Завтрак: лучше давать кашку (уже можно не протирать ее, достаточно хорошо разварить крупу), овощи, творог, яйца, мясные и рыбные пюре. Из питья — молоко, травяные чаи, морсы.
Обед: обязательно суп (овощной или мясной), второе блюдо (с гарниром) и сладкое (компоты, муссы, кисели, суфле).
Полдник: желательно какое-то кисломолочное блюдо с фруктами и печеньем. Если вы заметили, что малыш неохотно кушает ужин, то полдник нужно сделать более легким.
Ужин: строится по принципу завтрака. Должен быть легким и хорошо усваиваемым, чтобы ребенок спокойно уснул.
Если ребенок перед сном набегался и проголодался, допустим легкий перекус (творожок, банан и т. д.)

Свежий воздух

Обязательно нужно гулять с малышом не менее 2-х раз в день по 1,5 часа. Летом, если позволяет погода, можно и все два.

Купание

В этом возрасте детки очень любят купаться и плескаться в воде, поэтому проблем быть не должно. Для поддержания гигиены достаточно мыться 2-3 раза в неделю и по необходимости. Температура воды должна быть комфортной. Также можно ввести обтирания мокрым полотенцем перед полдником.

Гимнастика

В этом возрасте детки и без специальных упражнений очень подвижны, поэтому лучше направить внимание на мелкую моторику и следить, чтобы ваш карапуз не слетел с лестницы в погоне за солнечными зайчиками. Малыш будет с упоением вытаскивать всю посуду из кухонных шкафов, а также разбрасывать папины носки, достав их с нижней полочки. Но не нужно злиться на него за это, таким образом очень хорошо укрепляются мышцы ручек. И, к тому же, самое время начать приучать ребенка к порядку, складывая все на место.


Чем занять ребенка в 1 год и 2 месяца — игры и занятия для малыша

Внимание:

В этом возрасте малыши начинают испытывать большую потребность в самовыражении и слово «нет» прочно входит в их лексикон. Здесь очень важно не переборщить с запретами и в, то же время, не потакать капризам. Старайтесь уважать предпочтения своего ребенка, не заставляйте его кушать, если он не хочет. Но послаблений в режиме дня делать не стоит, от этого маленький капризуля распояшется еще больше.

Развитие речи

Обязательно нужно много разговаривать с крохой. К примеру:

  • описывайте свои действия («давай будем собирать игрушки, возьмем зайку и положим в коробку», «одеваемся, достаем штанишки и натягиваем на ножки»);
  • называйте части тела (моем ладошки, игры и песенки про пальчики и т. д.);
  • описывайте, что видите на рисунке;
  • можно начать учить стишки , одновременно изображая то, что там происходит («Идет бычок, качается…»).

Интересное и познавательное. Попробуйте делать так:

  1. начните изучать формы и их свойства (для начала достаточно шара и куба). Шарики можно катать, забрасывать в корзинку. Из кубиков можно строить башенки. Со временем можно будет просить малыша разобрать предметы на шарики и кубики;
  2. изучайте свойства предметов. В воде можно плескаться и переливать ее, бумагу рвать или мять, открывать и закрывать крышки кастрюль. Это занятие на часы, главное, соблюдайте технику безопасности, помните про режущиеся зубки и желание все попробовать на вкус;
  3. рисуйте . Мелками, карандашами и в особенности красками! Это доставит вашему карапузу нескончаемое удовольствие и начнет развивать абстрактное мышление.

Общение. Тут тоже есть свои приемы:

  • начните осваивать вежливость (фразы: «привет», «доброе утро», «пока-пока», «пожалуйста» и т. д.);
  • учитесь делиться (игрушками, фруктами и т. п.).

Крупная моторика. Надо делать так:

  • закрепляйте навыки ходьбы , учитесь ходить по прямой линии (можно выложить разноцветными ленточками);
  • ходите по ступенькам за ручку , залезайте на бордюры и небольшие возвышенности, перешагивайте через предметы;
  • собирайте предметы (перекладывайте кубики с пола на стул). И все это — вместе!

Мелкая моторика. Очень важный момент, потому:

  • играйте в пирамидки и конструктор (важно: не стоит требовать собирать пирамидки правильно, в этом возрасте достаточно научиться нанизывать кольца на основание);
  • пересыпайте крупы и макароны из кастрюльки в кастрюльку ручками или ложкой (главное, в этот момент быть рядом, чтобы ребенок случайно не засунул макаронину в рот и не подавился);
  • играйте в прищепки. Пусть ваш малыш стаскивает прищепки с подушек, тканей и плюшевых игрушек.

Ребенок в год и два месяца очень любознателен. Постарайтесь уделить малышу больше внимания, ведь в этом возрасте оно ему так необходимо.

Прошел целый год с того дня, как в вашей жизни и вашем доме появился крохотный комочек счастья. Что же это такое – ребенок в 12 месяцев, каким он стал и что его ждет впереди? Закончилось беспокойное время младенчества, он вырос, сделал свои первые шаги и успел уже проявить свой характер. Научился хмурить брови и заливисто смеяться, освоил первые навыки общения и уже многое умеет делать самостоятельно. Что же дальше, чему теперь учить годовалого ребенка, каким должен быть его вес, чем кормить, как правильно развивать – на эти вопросы мы и постараемся дать ответы.

Физическое развитие годовалого малыша

Первое, что, конечно же, волнует маму – физическое развитие малыша. Задумываясь, как развит ее ребенок, она невольно сравнивает его с другими детьми: худенький или полненький, крепко стоит на ножках или еще неуверенно. Чтобы развеять возникающие сомнения, обратимся к среднестатистическим показателям.

Заглянув крохе в ротик, мы увидим там 12 крепких молочных зубов. Если их меньше, не переживайте – развитие ребенка к 12 месяцам часто идет по индивидуальному плану. Обеспечьте в рационе малыша витамин D, фосфор и кальций – зубки вырастут.

Вес колеблется между 10 и 11 килограммами (последняя прибавка перед взвешиванием составляет не менее 350 граммов). Таким образом, ребенок к 1 году должен набрать около 7 килограммов. Посмотрим на рост. Для ребенка 12 месяцев он должен составлять 72-77 сантиметров, за последний месяц прибавка в росте должна равняться 1,5 сантиметрам. Заметим, что после годика его физические параметры будут меняться медленнее, ведь малыш начнет больше двигаться.

Новые самостоятельные действия

Как правило, ребенок в 1 год начинает ходить. Расширяются и другие его действия, связанные с окружающей обстановкой. Вертикальное положение обогащает физические навыки крохи, а ум великого исследователя толкает к их применению.



В годик кроха активно изучает окружающий мир: он уже не так сильно зависит от мамы, поэтому за ребенком нужно следить – он может оказаться где угодно
  • Твердо стоять на ножках и делать первые шаги (рекомендуем прочитать: ). Если ваш ребенок стоит плохо и охотнее ползает, стоит показать его педиатру. Врач установит причину подобного поведения и даст полезные рекомендации. Возможно, вам придется пройти курс специального массажа. Серьезного повода для волнения нет, но желательно, чтобы к годику ребенок уверенно становился на ноги.
  • Человечек в 12 месяцев пытается освоить залезание на диван и сползание с него. Учится подниматься и спускаться по ступенькам лестницы. Если залезает он легко, то при спускании может проявиться страх, основанный на сформированном инстинкте самосохранения. Помогите крохе, подскажите, как сделать это правильно, чтобы в дальнейшем не развить в ребенке фобию.
  • Самостоятельность проявляется и в желании самому держать ложку. Малыш может перекладывать ее из одной руки в другую, пробует брать ею кашу или пюре, учится кушать сам.
  • Среди новых навыков появляются такие, как зачерпывание воды, открывание шкафов, дверей, ящиков, снятие бус через голову, разрывание бумаги на кусочки. Купаясь, он может брызгаться не только руками, но и ножками. Научившись твердо стоять, он может попробовать вылезти из ванны. Никогда не оставляйте его одного во время купания.

Познание через подражание и активное участие

Подражание взрослым для годовалого ребенка – естественный процесс познания мира. Если вы делаете по утрам зарядку, малыш будет повторять за вами гимнастические упражнения, пойдет за папой на кухню и станет помогать ему что-нибудь ремонтировать. Здесь важно, чтобы пример был правильным и полезным.

  • Тактильный способ изучения предметов сохраняется у маленького человечка 1 года. Кроме того, он все еще старается попробовать на вкус то, что взял в руку. Теперь, когда он может самостоятельно перемещаться по дому, внимательно следите за тем, что попадается ему на глаза и в руки – уберите подальше мелкие и опасные вещи, чтобы ребенок не смог их проглотить или засунуть себе в нос и уши.
  • Долгое время обозревая мир из положения лежа или у мамы на руках, к годику бывший младенец готов стать центром вселенной. У ребенка 12 месяцев развитие идет бурными темпами (см. также: ). Ему хочется во всем принять участие, он хочет быть полноправным действующим лицом. Если ему что-то запрещают или куда-то не пускают, кроха способен показать характер и высказать свое недовольство сердитым ворчанием или криком. Тут он тоже копирует вас.
  • Важный предмет личной гигиены ребенка 12 месяцев – ночной горшок. Большинство родителей знакомят с ним малыша раньше, если же вы еще не приучили ребенка к нему, воспользуйтесь рекомендациями, данными на нашем сайте.


Прямо в доме малыша подстерегает не меньше опасностей, чем на улице, поэтому родители должны принять меры: купить заглушки на розетки, убрать из нижних ящиков острые предметы, лекарства

Речь, эмоции и поведение

Достигнув годовалого возраста, ребенок расстается с простейшими звуками речи типа «агу» и «гу-гу», и осознанно пытается произносить слоги и отдельные слова. При условии нормального развития он может порадовать вас 5-10 легкими словечками из собственного лексикона. Главное его желание при этом – чтобы мама и папа его поняли. Научитесь понимать свое чадо, тем более что при нехватке слов ребенок может дополнить свою речь жестами.

Кроме того, он правильно озвучивает то, что видит: мама у него будет «ма», а машинка «дыр» или «ши». Разбирается он и в тех словах, что говорят ему взрослые: на замечание о предмете, что это «кака», ребенок выбросит его из рук. Если ваше чадо упорно молчит, обратитесь к видеоурокам доктора Комаровского. В них подробно выясняются причины такого молчания и даются советы, как исправить положение.

Увеличивается у малыша 1 года и потребность в эмоциональном выражении своих желаний и поступков. Речь дополняется слезами и смехом, испугом и радостью. Если малыш видит чужого, он может заплакать, а знакомый человек вызывает у него радостные эмоции. Хорошо реагирует на музыку, любит потанцевать под нее, если крепко стоит на ножках.

Маме следует понять, что перед ней уже человек, а не младенец. Научитесь хвалить мальчика или девочку за хорошее поведение, говорите им «спасибо», подавая личный пример вежливости. Запаситесь развивающими играми и побольше читайте малышу, чтобы в его речи появлялись новые слова.

Чем кормить ребенка в 1 год?

Рацион малыша состоит из продуктов, рекомендованных для питания ребенка в годовалом возрасте. Исключение составляет питание детей, у которых отмечены аллергические реакции на определенные продукты. Непозволительно кормить ребенка 12 месяцев пряностями, шоколадом, копчеными продуктами, колбасами, острой пищей. Пришла пора – малыша надо приучать самостоятельно управляться с ложкой. Впрочем, доктор Комаровский советует сохранить в меню ребенка молочную смесь для годовалого возраста, но и ее лучше давать не из бутылочки, а наливая в мисочку.



Годовалый малыш может потихоньку переключаться на взрослую пищу, однако не вредную, а полезную, которая поможет ему активно полноценно развиваться

Особое внимание уделите консистенции пищи, так как ребенок должен развивать жевательный рефлекс. Замените пюре тушеной картошкой или овощами. Нежные мясные и рыбные котлетки также включите в рацион малыша. Следите, чтобы он не откусывал большие куски. Можно давать хлеб, печенье, фрукты. Сохраните и интервалы между кормлениями в 3,5-4 часа. Давайте крохе только свежеприготовленные блюда: все, что постояло день в холодильнике, в пищу ребенку не годится.

Здоровье и личная гигиена

Посещение педиатра с ребенком в 1 год – это обязательная процедура. Врач проводит физиологические измерения (рост, вес, объем грудной клетки и окружность головы), берет анализы. Специалисты (ортопед, невролог, хирург) проверяют малыша по своим направлениям. Обязательно посетите офтальмолога и стоматолога, чтобы не упустить никаких мелочей в развитии ребенка. Личная гигиена малыша состоит из:

  • умения умывать ручки и лицо, попыток почистить зубки;
  • обязательного мытья рук после улицы и перед едой;
  • вечернего купания или ополаскивания под душем;
  • личных предметов гигиены (мыло, полотенце, зубная щетка, расческа).

Вопрос о вакцинации решается с педиатром. Последнее время ведутся многочисленные споры о целесообразности и безопасности прививок. Многие детки хорошо переносят различные прививки, но всегда сохраняется риск индивидуальной непереносимости. Обсуждать что-то по слухам ошибочно, лучше проконсультироваться с врачом. Самостоятельно решать вопросы об отказе от вакцинации не стоит. Подробно тема прививок освещена в других материалах нашего сайта.

Кажется, прошло совсем немного времени с рождения маленького человечка, а вашей любимой крохе уже годик. Все родители гордятся своими карапузами, но волнуются, что должен уметь ребенок в 1 год с точки зрения специалистов. Всем родителям хочется, чтобы чадо развивалось, не отставая от других детишек.

Педиатры, психологи говорят о том, что каждый грудничок развивается по своему календарю. Детки не похожи друг на друга. Есть общие моменты в развитии, присущие каждому младенцу, но скорость обучения, освоения новых навыков, умений во многом зависит от родителей. Календарь развития умений малыша нужен прежде всего, чтобы вовремя скорректировать небольшие отставания в развитии крохи. Или забить тревогу и обратиться к специалистам, если отставание по срокам достаточно большое.

Что обязан уметь ребенок в 1 год

Первые месяцы жизни ребенка насыщены множеством успехов, достижений малыша. Из маленького сопящего комочка ваш ребенок в 1 год превращается в самостоятельную личность со своим характером, с появляющимися предпочтениями. Развитие что демонстрирует непоседа по достижении 12 месяцев, является основой дальнейшего роста чада.

Физические показатели

ВОЗ выпустила свои таблицы со средними параметрами, с которыми кроха должен подойти к своему первому году рождения:

  • Вес малыша с рождения должен увеличиться примерно в 3 раза.
  • Рост крохи должен добавить 50% от первоначальных показателей.
  • Годовалый человечек умеет стоять, при помощи взрослых ходить, приседать.
  • Залезает на взрослые стулья, кресла, диваны, а также самостоятельно спускается с них на пол.
  • Умеет катать коляску, а также нажимать на игрушки, чтобы вызвать звуки.

Эти требования относятся к минимальным навыкам и физическому состоянию малыша в 1 год. Слабые болезненные груднички могут несколько отставать от этих показателей. Детишки, с которыми родители дополнительно занимались, могут показывать результаты намного выше требований ВОЗ. В 1 год развитие детей поражает огромным интеллектуальным, физическим изменением недавних грудничков.

Психоэмоциональные достижения малыша

За 12 месяцев жизни малыш научился многому:

  • Из нескольких больших колечек собирать пирамидку.
  • Строить башню из кубиков.
  • Есть с ложечки, пить с кружки.
  • Недалеко переносить маленькие предметы — игрушки, пластиковую бутылочку.
  • Проявлять эмоции. Демонстрировать свое согласие или несогласие звуками, жестами, мимикой. Обнимать, целовать маму, папу, родных людей. Радоваться подаркам, бояться незнакомых людей.
  • Знать свое имя, откликаться на него.
  • Узнавать голоса, лица родных, близких людей. Уметь найти, выделить пальчиком на фотографии членов своей семьи.
  • Перелистывать странички в книжке, рассматривать картинки. Показывать на картинках животных, изображать их: кошечка — «мяу», собачка — «гав».

Он понимает почти все, что говорят взрослые, умеет произносить от 2 до 10 слов, выполнять простые просьбы: дай, покажи где, возьми.

  • Понимает слова «нет» и «нельзя».
  • На несколько минут может сконцентрировать свое внимание на книжке, мультфильме.
  • Подражает взрослым: может хлопать в ладоши, причесываться, танцевать, красить губы, разговаривать по телефону.
  • Любит играть с ровесниками, подражать им: катать машинку, мячик, насыпать совком песок в ведерко.

Представленные умения и навыки специалисты детского воспитания относят к обязательным умениям. Заботливые, внимательные родители могут помочь ускорению психомоторного развития детей.

Развитие психомоторных навыков

Как проходит развитие ребенка в 1 год, зависит от деятельности родителей. С детьми надо больше заниматься, укреплять, развивать способности деток. Существует группа навыков, которые маленький человечек самостоятельно, без обучения освоит примерно в 2-3 годика. При ежедневных упражнениях эти умения проявятся к 1 году. Итак, что умеет ваш ребенок:

  • Проситься на горшок.

Если кроха находится все время в памперсах, то желание проситься на горшок у ребенка не возникнет. С 10-11 месяцев малыша не стоит оставлять на весь день в памперсах. Минут через 15-20 после каждого приема пищи необходимо посадить кроху на горшок. Это время наполнения мочевого пузыря ребенка. С помощью определенных звуков «пссс…», которые легко может повторить малыш, можно начинать формировать привычку сидеть на горшке. Не страшно, если сразу не получилось. Зато в годовалом возрасте вашему малышу будет легче сообщить вам о своих физиологических потребностях.

  • Появляется умение брать мелкие предметы не ладошкой, а двумя пальчиками, на баночках открывать, закрывать крышки, снимать крышки с коробок, складывать туда игрушки, доставать их. Мелкие круглые шарики, не больше ладони, складывать через круглые отверстия в развивающих игрушках.
  • Кроха умеет выговаривать не только слова «мама», «папа», но придумывает свои собственные слова для обозначения тех или иных предметов. Малыш умеет обобщать, находить логическую связь. Так, слово «ляля» будет обозначать и куклу, и другого маленького карапуза. Увидев на картинке котенка, кроха скажет «мяу». Такие же звуки кроха издаст, услышав на улице мяуканье котенка из кустов.
  • Развивается умение выполнять достаточно сложные игровые действия. Кроха купает куклу, кормит ее с ложечки, снимает одежду, укладывает спать. У машинки открывает, закрывает дверцы, закатывает технику в гараж. Навыки игры в мяч усложняются: не только катать по полу, но подбрасывать мячик, кидать другому человеку, ловить брошенный мячик ручками.
  • Умение рисовать пальчиками, ладошкой — малыш может разминать, раскатывать пластилин. Эти навыки положительно влияют на моторику деток.
  • Развитие навыка танцевать, подпевать. Приобретите специальный сборник детских песенок. Легкая ритмичная музыка, легко запоминающиеся слова — все это будет больше стимулировать кроху танцевать и пытаться воспроизвести услышанное.

Как видно, навыки ребенка в 1 год более развитые в том случае, когда родители принимают активное участие в развитии малыша. Надо понимать: то, что умеет ребенок в 1 год, будет основной базой для дальнейшего развития крохи.

Развитие бытовых навыков к 1 году

Детки уже понимают, что такое чистота и опрятность: грязное платьице может расстроить девочку. Несмышленыш, испачкав ладошки, побежит искать маму, чтобы помыть ручки. Входят в привычку ежедневное умывание, чистка появившихся зубов. Малыш сам протягивает ручки под струю воды, вытирает лицо, ручки полотенцем. У малыша должно быть собственное полотенце для умывания — не очень большое, чтобы кроха мог самостоятельно удержать его в ручках.

Малыши умеют откусывать и жевать сухарики, бублики, печенье, самостоятельно пить из своей бутылочки, пытаются самостоятельно есть ложкой. Они делают попытки одеваться или помогают родным: протягивают ручку в рукав кофточки или куртки, засовывают ножку в ботинок. Стоит выделить больше времени именно на подготовку для выхода на улицу. Пусть чадо пробует одеваться, не делайте за него всю работу. Ненавязчиво помогите: умение карапуза самостоятельно одеться вам еще не раз пригодится.

Время сна и особенности питания

К этому времени годовалые дети уже отказываются от утреннего сна. Основное время сна приходится на ночь. Ночной отдых длится не менее 10 часов. Но маленьким непоседам все еще необходим дневной, так называемый «тихий час». Сон днем поможет крошке отдохнуть, набраться сил для совершения очередных подвигов.

Если кроха не слушается, не хочет спать, малыша надо подготовить к послеобеденному отдыху:

  • искупать в расслабляющей ванне;
  • сделать легкий массаж;
  • укладывая спать, спеть песенку или почитать сказку.

Таким же способом можно укладывать грудничка спать на ночь. Успокаивающие процедуры благотворно скажутся на психическом состоянии младенца.

После годика у некоторых деток наблюдаются ночные страхи во сне. Ребенок может кричать, плакать, толкать, царапать разбудивших его родителей. Специалисты не советуют будить малыша. Резкая побудка может спровоцировать еще больший страх. Обязательно зафиксируйте время, когда ребенку приснился кошмар, и несколько дней минут за 10-15 до наступления этого времени попробуйте будить кроху. Если кошмары не проходят, необходимо показаться детскому психологу, педиатру.

Особенностью питания является постепенный отказ от грудного вскармливания, переход к разнообразной здоровой пище. Грудное молоко следует заменять качественными детскими смесями с большой долей жирности. Не рекомендуются детям этих лет давать обезжиренные продукты питания. Для роста малыша, формирования его умственных, физических способностей необходимы все группы витаминов, белков, жиров и углеводов.

Не стоит малышу предлагать поп-корн, чипсы, снэки, которые не только отрицательно влияют на желудок младенца, приводят к пищевым проблемам у крохи, но могут застрять в горлышке у малыша. Виноград, гранат, семечки тоже противопоказаны маленьким детям из-за мелких косточек.

Рацион питания малышей одного года жизни должен состоять из большего количества фруктов и овощей. Это время, когда детки слушаются родителей, берут с них пример. В годик уже можно начать формировать привычку питаться здоровой пищей: не стоит покупать газированные напитки, при кормлении малыша необходимо употреблять как можно меньше сладостей.

Характер и поведение ребенка в 1 годик

К 12 месяцам наблюдательные родители, родственники знают, какой характер у крохи. Уже ясно, спокоен малыш или любит капризничать. Кроха любит сидеть тихо в уголке, играть долго в одну игру, или же за непоседой приходится бегать по всей квартире, закрывать открытые малышом шкафчики и ящики.

Один год — это время, когда у малыша появляется страх разлуки с близкими людьми, особенно с мамой. Тревога и беспокойство крохи об ушедшей куда-либо маме вполне понятны и обоснованны. Карапуз запоминает ее запах с рождения, с первого кормления устанавливается особая близость мамы с ребенком. Весь год мама не отходила от него, играла с ним, кормила, учила сидеть, ползать, ходить. Мама — самый значимый человек в жизни маленького человечка. Все, что умел и умеет ваш карапуз, привнесено мамиными стараниями и ее любовью.

Поэтому, когда мама исчезает из поля зрения малыша, ее нет в комнате или в квартире, маленький человечек начинает испуганно искать маму, плакать, громко звать, устраивать истерику. Необходимо приучать детей к необходимости расставания. Поговорить с ребёнком, объяснить, что мама скоро вернется. Не уходить тайком, обязательно предупреждать об своем уходе.

1 год — это время, когда детки перестают слушаться родителей. Дети пытаются доказать свою самостоятельность. Ребенок 1 года не слушается родителей. Проверяет, что можно делать, а что — нельзя. Следует сразу твердым голосом (детки хорошо улавливают интонацию близких людей) сообщить крохе, что он ведет себя плохо, так нельзя себя вести. Если кроха и дальше не слушается, стоит обдумать методы эмоционального воздействия на чадо. Детки болезненно воспринимают, когда обиженная мама отказывается разговаривать с непоседой. Необходимо объяснить маленькому человечку, за что именно его наказывают, какой поступок вызвал такую реакцию у мамы.

Первый день рождения крохи — серьезная дата. Вы вместе с ним одолели непростое время, называемое младенчеством. Теперь малыш представляет собой настоящую личность — со своими желаниями, характером и привычками. Чтобы развитие ребенка в 1 год приносило всей семье только радость, необходимо активно заниматься с карапузом и обеспечить полную безопасность в квартире.

Годовалый малыш вырос на 20-25 сантиметров за 12 месяцев жизни. Его вес увеличился почти в три раза. Вес мальчиков в норме составляет от 7,5 до 12 кг., вес девочек — от 7 до 11,5 кг. Рост мальчиков колеблется в интервале от 71 до 81 сантиметра, а рост девочек — от 69 до 80 сантиметров.

У детей к этому возрасту обычно вырастает 8-12 зубов. Если зубиков пока мало, удостоверьтесь, что в питании крохи содержится достаточное количество витамина D, фосфора и кальция. Многие мамы перестают кормить грудью детей в 12 месяцев. Хотя специалисты Всемирной организации здравоохранения рекомендуют продолжать грудное вскармливание вплоть до двухлетнего и даже трехлетнего возраста.

В 1 годик кроха уже созрел для начала хождения. Он без затруднений встаёт на ноги из любой позы и пробует делать первые шаги. Конечно, про уверенную ходьбу речи пока не идет. Карапуз расставляет ножки слишком широко, он не очень устойчиво себя чувствует. Падения пока случаются часто.

Если карапуз упал, не спешите бежать на помощь и жалеть его. Демонстрируйте всем своим видом, что ничего страшного не произошло. Просто поддержите малыша словами, приободрите и слегка обнимите, а потом переключите внимание на игрушки. В будущем его ждет множество падений до тех пор, пока навык ходьбы не закрепится.

Не все дети умеют ходить в годовалом возрасте. Если кроха уверенно ползает, проявляет двигательную активность, ходит, держась за мебель, то его развитие также находится в пределах нормы. Все малыши разные. Одни начинают ходить раньше, другие — позже. Через несколько месяцев и этот карапуз научится уверенно ходить.

Основные умения малыша

  • В речи годовалого ребенка появляются новые слова. Он уже умеет говорить «мама», «папа», «баба» и понимает этих смысл. Не может произнести, но понимает значения следующих слов: «спать», «пойдем», «играть», «нельзя», «нет». Если малыш почти не говорит, необходимо заняться развитием мелкой моторики рук, делать пальчиковую гимнастику.
  • Карапуз умеет складывать пирамидки, ставить кубики один на другой, перелистывать страницы книги. Если вы спрячете его любимые игрушки, кроха начнет их искать. Он уже понимает, что игрушки не исчезли — они где-то есть, просто их не видно.
  • Малыш умеет ходить — либо полностью самостоятельно, либо с опорой на окружающую мебель. Увидев небольшое препятствие перед собой, переползет через него. Некоторые из детей способны даже бегать, держась за руку взрослого.
  • В 12 месяцев кроха обычно отдает предпочтение одной из рук — левой или правой. Исходя из этого можно определить, растет правша или левша. Современные педиатры не советуют переучивать маленьких левшей.
  • Ребенок умеет пользовать различными бытовыми предметами: чашкой, ложкой, блюдцем, зубной щеткой, расческой. Если развиты пока не все эти навыки, следует непременно их развивать.
  • Ребенок кушает самостоятельно. Необходимости в том, чтобы мама кормила из ложечки, больше нет. Исключение составляет кормление грудным молоком.
  • Во время одевания на прогулку малыш помогает маме — ставит ножку в ботинок или пытается сам просунуть ручку в рукав.

Кризис развития

Ребенок переживает так называемый кризис первого года. Он делает большие скачки в своем физическом и психическом развитии. Освоение новых навыков (например, хождения) может давать побочные эффекты в виде сбоев в поведении.

В годик истерика ребенка с катанием по полу — явление частое. Начинается она с проявления резкого упрямства, когда малыш отказывается выполнять обычные действия, например, купаться или кушать. Потом может произойти взрыв эмоций, топанье ногами. А затем сама истерика.

Педиатры считают, что для детей данного возраста это нормально. Не следует ругать или тем более шлепать карапуза. Он рыдает не из-за вредного характера. Истерика — это один из этапов приспособления к новым открытиям в окружающем ребенка мире.

Кроху необходимо пожалеть, успокоить, приласкать. Если истерика случилась на улице, необходимо сразу идти домой. Самостоятельно ребенок вряд ли успокоится, он пока недостаточно развит для этого. Поэтому мамочки должны проявить терпение и материнскую нежность в такой важный для ребенка период.

Учитесь договариваться с маленьким упрямцем. Говорите спокойно и тихо, пусть всхлипывания ребенка не выводят вас из себя.

Конечно, это сложно. Мамочке нужно запастись огромным количеством терпения. Однако умение договариваться с крохой поможет в следующие периоды его развития. А вот применение грубой силы только усугубит плохое поведение.

Игрушки для детей и развивающие игры

Ниже приведен перечень игрушек, которые будут наиболее полезны для годовалого ребенка.

  • Кубики, из которых можно складывать разнообразные постройки.
  • Пирамидка со стержнем, на который нужно нанизывать кольца.
  • Игрушка-сортер — представляет собой ёмкость, имеющую отверстия разной формы. Дополняют эту игрушку несколько фигурок, которые следует просовывать в отверстия. То есть карапуз будет сортировать фигурки в зависимости от формы отверстий.
  • Стаканчики разной формы. Карапуз может их вкладывать друг в друга или складывать из них постройки.
  • Игрушки для улицы — ведерко, лопата, машинка с кузовом на веревочке и т.д.
  • Шкатулки и коробочки. Их так интересно открывать и снова закрывать.
  • Большие мягки игрушки, которых можно одевать, кормить и укладывать спать.
  • Предметы для игр с водой — лейка, миски для воды, плавающие игрушки.
  • Бытовые предметы, с которыми кроха сможет играть, подражая вам. Например, детский телефон, пластиковая посуда, игрушечный утюг.
  • Картонные книги с крупными картинками.
  • Простые музыкальные инструменты — дудочка, металлофон, бубен.

Игра в «песочнице» . Насыпьте в широкую кастрюлю манной крупы. Поставьте на пол перед малышом. Он с удовольствием начнет в ней возиться и просеивать сквозь пальчики. Когда карапузу это надоест, спрячьте в манке небольшую игрушку. Попросите малыша найти ее.

Игра «Волшебная сумка» . Отыщите старую сумку. Это может быть и дамская сумочка, и походная. Перед игрой тщательно очистите ее от загрязнений. Подготовьте безопасные бытовые предметы. Разместите их в разных кармашках сумки. Малыш получит массу удовольствия, расстегивая замочки или кнопки на разных отделениях в сумке. Эта игра помогает развивать мелкую моторику рук.

Развитие речи

Понимание речи в возрасте 12 месяцев достаточно хорошее. Пассивный словарь детей растет день ото дня. Особенно если вы занимаетесь с ними, рассказываете о своих действиях, называете разные предметы. Играйте в игру с появлением предметов. Вы достаете из-за спины игрушку и сразу называете ее: «А вот и мишка, а вот и машинка, а вот и слоник».

В речи взрослых кроха уже узнает множество слов. Отдельное внимание обратите на следующие слова: «нет», «нельзя», «можно». Их значение карапуз в 12 месяцев обязательно должен понимать. Он также знает, как называть членов семьи. Например, «мама», «папа», «баба».

Учите малыша выполнять ваши просьбы, выраженные разными словами: «возьми», «положи», «подними», «брось», «отдай», «принеси». Используйте их в вашей речи чаще. Годовалого карапуза также необходимо обучать жестам, связанным со словами. Например, он может махать рукой на прощанье или разводить руками в ответ на слово «нет».

Активный словарный запас годовалых детей пока невелик. Обычно в возрасте 12 месяцев он составляет не более 15 произносимых слов. В речи ребенка встречаются облегченные слова — он упрощает произнесение слов, глотает окончание. Ребенок с легкостью подражает речи взрослых. Он копирует интонацию и ритм слов, фраз. Такой подражательный лепет полезен для развития крохи. Поощряйте его игровое общение по игрушечному телефону.

Чтобы развивать речь годовалого карапуза, необходимо выполнять упражнения на мелкую моторику рук. Приготовьте две миски. Наложите в одну их них крупу. Попросите кроху переложить ручками крупу в другую миску.

Полезны для развития речи также пальчиковые игры. Каждый пальчик руки может отвечать за зверюшку или за члена семьи. Ребенок поочередно загибает и разгибает пальчики. Если у него самого плохо получается управлять пальчиками, мама должна помочь.

Таким образом, кроха в 12 месяцев умеет ходить — самостоятельно или опираясь на мебель. В этом возрасте он становится более упрямым, начинается кризис первого года жизни. Для родителей это сложный период. Можно сразу запасаться валерьянкой и настраивать себя на спокойствие и позитив. В речи годовалого карапуза появляются имена членов семьи, а также такие простые слова, как «ням» или «бай».

Для любой мамочки ее кроха — самый-самый, но, несмотря на это, каждая из нас пытается сравнивать достижения своего малыша и других детей этого же возраста. Итак, что должен уметь ребенок в 1 год, кроме как прочно стоять на маленьких ножках? Как в этом возрасте должен вести себя нормально развивающийся и здоровый малютка? На какие «тревожные звоночки» нужно обратить внимание, чтобы вовремя их скорректировать?

В годик малыш уже увлеченно следит за происходящим вокруг и выражает свои эмоции мимикой, жестами, звуками

Обязательные умения и навыки годовалого ребенка

Дети в раннем возрасте развиваются необычайно быстро и в умственном, и в физическом плане. Они, по мнению многих мам, чрезмерно активны и страсть как любознательны: ребенка в возрасте 12 месяцев уже не оставишь сидеть в манеже — ему не терпится исследовать окружающий мир и… испытывать на прочность мамины нервы. Поэтому, предоставив крохе свободу и простор, запаситесь терпением и не забудьте, что теперь за ним, как никогда ранее, нужен глаз да глаз.

Итак, годовалый ребенок должен уметь:

  • самостоятельно делать несколько шагов, держась за мебель или руку взрослого;
  • есть с ложки;
  • удерживать в руках нетяжелые предметы (игрушки, книжки, пластиковую бутылочку) и переносить их на небольшие расстояния;
  • хорошо узнавать голоса и лица членов семьи;
  • выражать эмоции — движениями, мимикой и голосом проявлять согласие и несогласие;
  • различать интонации голосов и по-разному на них реагировать — к примеру, малыш может заплакать «за компанию», если услышит плач другого ребенка;
  • понимать простые обращения и выполнять несложные просьбы — «дай», «на (возьми)», «где (покажи)» и т. п.;
  • знать свое имя;
  • знать имена близких (или заменяющие их слова — «мама», «папа», «баба» и прочие);
  • понимать значение около 10-30 слов (название некоторых предметов, а также понятия «нельзя», «горячо», «вкусно» и т. п.);
  • несколько минут удерживать внимание на одном действии, вроде просмотра мультфильма, спектакля, демонстрации картинок и т. п.;
  • собирать пирамидку из 2-3 больших колечек;
  • ставить кубики друг на друга;
  • складывать шарики (размером с собственную ладонь) в емкость через круглые отверстия в крышке;
  • играть в обществе сверстников, находясь рядом;
  • пытаться подражать действиям взрослых (хлопать в ладошки, танцевать).

Некоторые дети к году уже неплохо осваивают «взрослый» способ передвижения — ходят без поддержки и могут даже спускаться по лестнице, но нормой для большинства ребятишек этого возраста считаются лишь попытки самостоятельной ходьбы. Но если годовалый малютка так и не встал на ножки, следует незамедлительно показать его детскому неврологу.

Другой важный показатель нормального психоэмоционального развития — это контакт ребенка с внешним миром и близкими. Малыш, который не узнает голоса родных и не реагирует на другие звуки, может иметь проблемы со слухом, а пассивность, отсутствие любознательности, однообразные (стереотипные) движения могут быть симптомами задержки умственного развития. К счастью, большинство таких состояний, если вовремя их заметить, успешно поддаются коррекции.


Некоторые годовалые «вундеркинды» уже осваивают навыки самостоятельного питья и приема пищи или хотя бы знакомятся с детской посудой

Что еще могут уметь ребятишки к одному году

Кроме того, что должен уметь ребенок в 1 год обязательно, есть вещи, которые многие малыши успешно в этом возрасте осваивают, если с ними заниматься. Это:

  • умение брать предметы двумя пальчиками (указательным и большим);
  • умение проситься на горшок, выражая свои естественные надобности чем-то кроме плача — к примеру, малыш издает определенный понятный только маме звук (кряхтит, сопит и т. п.);
  • навык самостоятельного питья из чашки-непроливашки;
  • хлопки в ладошки по просьбе взрослого (умение играть в «ладушки»);
  • умение выговаривать слова «мама», «баба», «папа»;
  • умение произносить несколько других несложных слов;
  • навык игры в мяч — попытки бросать или толкать мяч в нужном направлении, а также ловить его;
  • придумывание и употребление собственных «детских» слов, которыми кроха называет знакомые предметы и действия;
  • попытки повторять слова за взрослыми;
  • навык обобщения — малыш может называть словом «ляля» куклу, другого маленького ребенка или детскую коляску, в том числе на картинке, говорить «аф-аф», когда видит собаку или только слышит лай;
  • умение рисовать ладошками и пальцами;
  • умение выполнять определенные действия по просьбе — здороваться за ручку, прятаться, находить нужную игрушку среди других, показывать части тела («где носик» и т. п.), показывать нужный предмет на картинке;
  • умение выполнять сложные игровые действия — кормить куклу с ложки, укладывать куклу спать, закатывать машинку в гараж и т. п.


Чтобы ваш малыш рос во всех отношениях развитым, вовсе не обязательно тратиться на дорогие развивающие игры — можно легко соорудить «реквизит» из подручных материалов

Как ускорить психофизическое развитие годовалого ребенка

Большинство малышей, если специально их не обучать, осваивают некоторые из этих навыков только к двум-трем годам. Так, если постоянно держать ребенка в памперсах, он вряд ли сам начнет проситься на горшок, поскольку не испытывает никакого дискомфорта в штанишках, когда «сделает свои дела» прямо в них.

Проще всего приучить малыша давать знак, когда он хочет в туалет, если соблюдать определенный ритуал. К примеру, мама сажает кроху на горшок спустя 15-20 минут после еды (примерное время, когда у маленьких детей наполняется мочевой пузырь), издавая некий условный звук (вроде «пссс..»), который ребенок смог бы повторить. Когда выработается привычка, малыш сам будет напоминать о своих потребностях этим звуком. Ну и, конечно, после года желательно отказаться от дневного ношения памперсов, одевая их только на прогулку и на ночь.

Речевые навыки быстрее развиваются у детей, с которыми близкие много общаются — не просто присматривают за ними или носят на руках, а разговаривают, поют, читают книжки, что-то рассказывают и показывают. В возрасте одного года важнее добиться от ребенка понимания значений слов, чем самостоятельной речи. Детские психологи и педиатры считают, что здоровый и нормально развивающийся малыш «имеет право» ничего не произносить до трех лет или говорить отдельными словами. То есть понимание речи взрослых и другие формы невербального контакта (выполнение просьб, ответные действия в игре) гораздо больше отражают реальный уровень развития.

Словом, к возрасту одного года большее число навыков наблюдается у тех детей, чьему развитию уделяют больше времени и внимания.

На становление умственных и речевых способностей маленьких детей заметно влияют упражнения и игры, которые развивают мелкую моторику. То есть разнообразные сложные движения пальчиками. Для начала это может быть обучение брать мелкие предметы и перекладывать их из руки в руку и с места на место, позже — освоение музыкальных игрушек, где нужно нажимать одним пальчиком на клавиши. В дальнейшем под контролем взрослого можно предлагать ребенку складывать мозаику или собирать конструкторы из не слишком мелких деталей.

Кроме упражнений для моторики пальцев малышам полезно двигаться под музыку — это развивает координацию, музыкальный слух и чувство ритма. Благодаря этому движения ребенка становятся ловкими и уверенными, а значит, будет меньше синяков и ушибов при падениях.

Пусть ваш кроха ежедневно слышит музыку — лучше купить ему специальный сборник детских песен, под которые можно танцевать или делать ежедневную зарядку. «Танцевать» под веселую мелодию будет даже совсем маленький ребенок, если мама подает ему пример. И не только танцевать, но и делать физические упражнения.