Конспект занятия по познавательному развитию "Как хлеб на стол пришел". Занятие с елементами исследования как хлеб на стол пришёл В. Жуковский «Будто солнцу улыбаясь»

Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с окружающим миром на тему «Хлеб всему голова!»

«От зернышка к булочке»

Цель: Формировать у детей понятие о процессе выращивания хлебе, обогащать словарный запас, социальный опыт.

Материалы: Тематические карточки.

Ход игры: Чтобы хлеб попал на стол, ему приходится пройти долгий путь. Подумай и составь из карточек модель прихода хлеба к нам на стол.

Зёрнышко-всходы-колоски-мука-тесто-булочка.

1 Вариант: «Доскажи словечко»

Цель: Расширять представления детей о профессиях людей участвующих в выращивании хлеба.

Материалы: Карточки с изображением хлебных профессий.

Ход игры:

Воспитатель начинает с фразы «Поле осматривает.....агроном, поле пашет....тракторист, зерно сеет....сеяльщик, на комбайне работает...комбайнер, муку мелет.....мельник...., хлеб замешивает...тестовед, хлеб печет...пекарь....хлеб продает...продавец».

2 Вариант: «Кому, что нужно для работы?».

Материалы: Картинки с «хлебными» профессиями.

Цель: Продолжить формировать знания о профессиях людей выращивающих хлеб, обогащать социальный опыт, развивать внимание, память, логическое мышление.

Ход игры: Дети стоят в кругу, воспитатель раздает детям картинки с изображением «хлебных» профессий, каждый ребенок показывает свою картинку и говорит, что нужно для работы этому человеку.

Например: Тракторист- трактор

Сеяльщик- зерно

Комбайнер- комбайн

Мельник- мельница и зерно

Тестовед- мука

Пекарь- тесто

Кондитер- мука и сахар

Водитель- машина

Продавец-хлебобулочные изделия.

3 Вариант: «Назови кто это?»

Детям показываются карточки с профессиями, они должны назвать профессию.

4 Вариант:«Угадайка!»

Карточки раскладываются в ряд, ребенку предлагается внимательно посмотреть, затем карточки переворачиваются, ребенку предлагается назвать профессии по порядку.

5 Вариант: «Кого не стало?»

Карточки с профессиями раскладываются в ряд, для начала игры можно взять 5 профессий, затем добавить ещё, ребенку предлагается внимательно посмотреть, а затем закрыть глаза. Одна любая карточка убирается, ребенок должен догадаться, какой профессии не стало.

«Соедини пословицу»

Цель: Продолжить знакомить детей с народным творчеством, учить понимать ценность хлеба в жизни человека, обогащать словарный запас.

1 Хлеб в рот- ум в голову!

2 Хочешь есть калачи - не сиди на печи!

3 Вода мать- хлеб батюшка!

4 Хлеб да вода- богатырская еда!

5 Много снега- больше хлеба!

6 Без золота проживёшь- без хлеба нет!

«Правда или ложь»

Материалы: Карточки желтого и красного цвета.

Ход игры: Воспитатель раздает детям карточки желтого и красного цвета. Объясняет правила, если утверждение о хлебе верно, то дети должны поднять карточку желтого цвета, а если так делать нельзя, или это неправда то красного цвета.

1 Хлеб растет на грядке. (в поле).

2 Пекарь работает на комбайне?

3 Для выращивания хлеба солнышко не нужно?

4 Продавец продает в магазине колоски?

5 На мельнице работает мельник?

6 Можно ли выбрасывать хлеб?

7 Хлеб дает силу?

8 Можно ли есть хлеб грязными руками?

9 Нужно ли бережно относиться к хлебу?


Конспект занятий с элементами исследования с детьми старшего дошкольного возраста:
"Откуда к нам хлеб пришел"
Цель:
В процессе исследовательской деятельности уточнить, конкретизировать и расширить знания детей о хлебе.
Задачи:
развивать познавательно – исследовательскую и продуктивную деятельность в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми;
развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения;
познакомить детей с зерновыми культурами, из которых делают муку; с разнообразием хлебобулочных изделий;
воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу;
воспитывать желание делиться полученными знаниями и получать
радость от процесса получения новой информации.
Предварительная работа:
Проведение тематической недели.
ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА.
Чтение книги А. Мусатова “Как к нам хлеб пришел”, рассматривание картинок, зерновых культур, знакомство с новыми словами.
Все о хлебе. Картины иллюстрации, плакат «Хлеб всему голова».
Презентация «Как хлеб на стол пришёл»
Презентация: “На хлебозаводе”.
Серии картин «дары природы» Книга «Мое Оренбуржье». Альбом о хлебе.
Инсценировка «Легкий хлеб» из книги Театр для малышей.
Экскурсия в хлебный магазин «Весна», на хлебозавод посёлка Тюльган.
Работа с тестом.
Лепка хлебобулочных изделий из солёного теста.
Выставка хлебобулочных изделий.
Конкурс рисунков «Хлеб всему голова»
Дидактические игры (в группах и парах) – собери цепочку « Как хлеб на стол приходит»; Распредели по группам картинки « Как наши предки выращивали хлеб» и «Как хлеб выращивают сейчас».
Словарная работа: рожь, пшеница, овес, зерно, колосья, поле, земля, посев, уборка, тракторист, сеялка, борона, хлеборобы, комбайнер, элеватор, мука, мельница, мукомолы, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, батон, калач, баранки, сушки, пирожки, каравай, лепешки, пряник, печенье, торт, пирожные, сухари.Прилагательные – свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный.Глаголы – выращивать, пахать, сеять, косить, убирать, жать, молотить, боронить, молоть, выпекать, печь, есть, беречь.Подготовка к исследованию, материалы:
карандаш;
блокнотик;
зерна пшеницы, ржи; колосья;
ступки для размельчения зерна на каждого ребенка; кофемолка ручная;
мука ржаная и пшеничная;
картинки “от зерна до хлеба”, разные виды хлеба и хлебобулочных изделий;
карточки последовательности исследования выращивания хлеба.
Проведение занятия.
(с использованием презентации «Как хлеб на стол пришёл»)
Воспитатель: Ребята, кто может мне сказать, как называется книга?
“Откуда к нам хлеб пришел”.
А вы хотите узнать, откуда же пришел хлеб?
Дети: Да.
Воспитатель:
Вот он – хлебушек душистый.
Вот он – теплый, золотистый,
В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Чтобы узнать, откуда хлеб пришел, мы проведем небольшое исследование. Потом наша задача подготовить сообщение или по научному – доклад. А для того, чтобы это сделать, надо собрать всю доступную информацию по данной теме и обработать ее. Как это можно сделать, и какими способами?
Дети: Можно прочитать, спросить, посмотреть по телевизору, поискать в компьютере, узнать у кого-нибудь.
Воспитатель: Да, существует много способов сбора информации, их называют методами исследования. А как вы думаете, с какого метода начинают свои исследования ученые?
Дети: Наверное, с изучения специальной литературы.
Воспитатель: Этот метод тоже используется, но что нужно сделать вначале?
Дети: Мы должны подумать.
Воспитатель: Правильно, сначала мы должны подумать и вспомнить, что мы уже знаем о хлебе, а затем прочитать в литературе.
Воспитатель выставляет на наборное полотно карточку с символом, обозначающим действие – “подумать самостоятельно”, а затем – “посмотреть в книгах”.
Воспитатель: Где мы еще можем узнать о хлебе?
Дети: Еще мы можем узнать у родителей, взрослых, воспитателей.
Воспитатель: Верно!
Выставляется карточка “спросить у другого человека”.
Воспитатель: Информация собирается из разных источников, куда мы еще можем обратиться?
Дети: Мы можем спросить у человека, который знает все о хлебе.
Воспитатель: Такой человек называется агроном.
Выставляется карточка “связаться со специалистами”.
Воспитатель: Все ли методы мы использовали, все ли предусмотрели?
Дети: Еще можно посмотреть по телевизору, получить информацию у компьютера.
На полотно выставляются карточки “посмотреть по телевизору”, “получить информацию у компьютера”.
Воспитатель: А еще мы забыли очень важный метод исследования – это наблюдение. Этот метод один из самых важных.
Выставляют карточку “понаблюдать”.
Воспитатель: Таким образом, какая у нас получается схема исследования?
Дети: (отвечают по получившейся схеме) подумать самостоятельно, посмотреть в книгах, понаблюдать, спросить у другого человека, связаться со специалистами, посмотреть по телевизору, получить информацию у компьютера.
Сбор материала.
Воспитатель: Исследование довольно долгий процесс. И полученную в ходе исследования информацию довольно трудно запомнить. Что же нам делать?
Дети: Полученные сведения можно записать.
Воспитатель: Но мы еще не умеем писать, а что мы умеем делать очень хорошо?
Дети: Мы умеем рисовать.
Воспитатель: Правильно. И не важно, красивые будут рисунки или нет, важно быстро зафиксировать на них полученную информацию. Это могут быть символы, значки, схемы. Главное, чтобы вы вспомнили зарисованные сведения. И еще что-то все-таки можно запомнить.
Этапы исследовательской работы.
Подумать самостоятельно.
Воспитатель: Ребята подумайте и вспомните, что вы знаете о хлебе? Где мы покупаем хлеб?
Дети: Хлеб покупаем в магазине. Он бывает белый и темный.
Воспитатель: Почему хлеб разного цвета мы узнаем в ходе нашего исследования. Какие хлебобулочные изделия вы знаете?
Дети: Батон, баранки, сушки, плюшка, пирожки, пирожное, печенье.
Воспитатель: Сделайте свои зарисовки. (Дети делают зарисовки).
Как же появился хлеб у людей? Я предлагаю узнать это из книги.
Посмотреть в книгах.
Воспитатель: У меня в руках “Энциклопедия для дошкольников”. Когда – то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Люди научились размельчать зерна камнями, и получилась мука, а затем научились выпекать хлеб. Но он не был таким вкусным, как сейчас.
Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили. А, вы, знаете пословицы о хлебе?
Дети: 1. Хлеб – всему голова! 2. Без хлеба – нет обеда! 3. Будет хлеб – будет и песня. 4. Без хлеба не вкусно и не сытно.
Воспитатель: Делаем зарисовки, что узнали из книги. (Дети делают зарисовки). Какой следующий этап исследования?
Воспитатель: Связаться со специалистом.
Воспитатель: Свяжемся со специалистом – агрономом.Воспитатель звонит, а дети слушают разговор по громкой связи.
(Предварительная договорённость с агрономом сельхоз управления)
Воспитатель: Здравствуйте. К вам обратились воспитанники детского сада “Алёнка ”. Мы проводим исследование по теме “Откуда к нам на стол хлеб пришел”. Что бы вы могли об этом рассказать?
Специалист рассказывает, что хлеб выращивают из зерна. Сажать зерно нужно вовремя, во влажную, теплую землю. Отгадайте загадку, кто в этом помогает: “Какой конь землю пашет, а сена не ест?” (Трактор) Человека, работающего на тракторе, называют тракторист. С началом весны трактора готовят землю для посева зерна. Они землю пашут, боронуют, потом при помощи сеялки сеют зерно. Зерно прорастает, всходы растут, появляются колосья. Теперь главная задача сберечь урожай. В этом помогает самолет.
Самолет над полем кружит
Следом вьюга вьет и кружит.
Летчик сверху всюду – всюду
Сыпет белый порошок.
Порошок этот от вредителей. Но вот пришла осень, пшеница созрела, пора ее убирать. Отгадайте загадку, кто помогает в этом: “Он идет волну сечет, из трубы зерно течет?”
Дети: Комбайн.
Воспитатель: Ребята, кто работает на комбайне?
Дети: Комбайнер.
Воспитатель: спасибо вам за интересную информацию. Зафиксируйте информацию. (Дети фиксируют новые данные).
Физкультминутка.
Дети изображают росток, а затем колосок.
Колоски золоченые
На ветру качаются
На ветру качаются
Низко наклоняются.
Воспитатель: Какой метод исследования мы не использовали?
Дети: Наблюдение.
Наблюдение.
Воспитатель: Внимательно рассмотрите колосья пшеницы и ржи. Чем они отличаются?
Дети: На одних колосьях есть усы, на других нет.
Воспитатель: Колосья с усами – это пшеница, а это рожь. Теперь рассмотрим зерна пшеницы, ржи. Чем они отличаются?
Дети: Зерна пшеницы овальной формы, а зерна ржи удлиненные. Воспитатель: Ребятишки, эти зерна называются хлебные. Из пшеницы получают белую пшеничную муку, из ржи – ржаную темную. Посмотрите и скажите, где мука пшеничная, а где ржаная? (Дети исследуют муку, находят пшеничную и ржаную.) Поэтому и хлеб получается белым и темным. Попробуем сами сделать муку из зерна. Для этого нужно размельчить зерно. Дети проводят эксперимент изготовления муки собственными руками в ступке. Давайте посмотрим, что у нас получилось? Теперь попробуем на ручной мельнице. Стало легче, но все ровно долго. Поэтому люди придумали большие мельницы. Давайте сделаем зарисовки, что еще вы узнали. (Дети делают зарисовки.)
Воспитатель: Следующий метод исследования?
Дети: Спросить у другого человека.
Воспитатель: Давайте узнаем информацию у наших гостей.
Вопросы детей: Куда зерно поступает дальше?
Гости: Зерно везут на элеватор.
Вопросы детей: Что там с зерном делают?
Гости: Его там сушат, чтобы оно долго хранилось, просеивают от мусора, калибруют.
Вопросы детей: Что дальше происходит с зерном?
Гости: Затем его везут на мельницу, делают муку.
Ребенок:
Здесь такое с ним твориться,
В оборот его берут,
В порошок его сотрут!
Воспитатель: Что это за порошок?
Дети: Мука.
Воспитатель: Человек, который работает на мельнице, называется мельник или мукомол.
Вопросы детей: Что делают с мукой?
Гости: Дальше муку везут в пекарню. Человек, который работает в пекарне, называется пекарь, он из муки делает тесто.
Воспитатель: Спасибо гости вам. Ребята, зарисуйте, то, что вы узнали. (Дети делают зарисовки). У нас осталось еще два этапа, какие?
Дети: Посмотреть по телевизору и получить информацию у компьютера.
Воспитатель: Давайте посмотрим фотографии, как убирают хлеб с полей и видеоролик “На хлебозаводе”, как мука превращается в тесто, а потом в хлеб. Внимательно смотрите, потом зафиксируете информацию.
Дети смотрят Презентацию, после просмотра делают зарисовки в блокноте.
Ребенок:
На большом хлебозаводе
Станет тестом та, мука,
Хлебу путь теперь недолгий,
Вот он в булочной на полке,
Вот уже к тебе на стол
Он пожаловал – пришел.
Воспитатель: С хлебозавода хлеб попадает в магазин, а затем к нам домой. Появляется блюдо с хлебобулочными изделиями. Длинный путь хлеба от поля до нашего стола.
Воспитатель: Вот мы и закончили сбор информации. Сейчас несколько детей по желанию, глядя на свои записи, зарисовки сделают доклад.
2–3 ребенка по своим зарисовкам пробуют делать доклад. Затем воспитатель подводит итоги исследования, обобщая записи детей.
Дидактическая игра "Цепочка". (Дети делятся на группы)
Откуда к нам домой хлеб пришел? (Из магазина.)
В магазин, откуда попал? (Из пекарни.)
Что делают в пекарне? (Пекут хлеб.)
Из чего пекут хлеб? (Из муки.)
Из чего мука? (Из зерна.)
Откуда зерно? (Из колоса.)
Откуда колос? (Вырос в поле.)
Воспитатель: Наше исследование подходит к завершению. Ребята, посмотрите на многообразие хлебобулочных изделий, назовите, какой бывает хлеб? (выставку хлебобулочных изделий приготовили родители)
Дети: Пшеничный, ржаной, пышный, мягкий, душистый, аппетитный, хрустящий.
Воспитатель: Много людей работает, чтобы вырастить хлеб, который мы едим каждый день. Это и тракторист, и комбайнер, а одним словом – хлеборобы.
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил.
С огурцами ли, с картошкой
Надо хлеб съедать до крошки.
РЕФЛЕКСИЯ:
Работа в группах с дид. материалом « Покажи с помощью картинок как хлеб к нам на стол пришёл».
Чаепитие.

Подготовила: Лозовая Н.Г., воспитатель

с. Чёрный Отрог

Тема: «Как хлеб на стол пришёл».

Цель:

зерно, чтобы стать хлебом.

Задачи:

    Познакомить детей с процессом выращивания хлеба, дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол.

выращивающих хлеб.

образное воображение.

Словарь: Пшеница, трактор, тракторист, плуг, комбайн, комбайнёр, мельница, молотить, замесить, пекарня, пекарь.

Оборудование: Круглый ржаной хлеб, поднос, булочка, интерактивная доска Smart, презентация слайдов «Как хлеб к нам пришел», кофемолка, вышитое полотенце, сито.

Для каждого ребенка колосок, розетка с зернышками, соленое тесто.

Предварительная работа:

    Рассматривание колоска.

    Пальчиковая игра «Лепёшки».

Методические приёмы:

    словесные (вопросы, беседа);

    наглядный (демонстрация);

    организационный;

    проведение опыта;

    игровое упражнение.

– интегрированный.

Форма деятельности:

Виды деятельности:

Ход непосредственно образовательной деятельности

Вводная часть

Организаци-онный момент

Сообщение темы НОД.

(Дети стоят рядом с воспитателем).

Ребята, послушайте и догадайтесь, о чём я сейчас буду говорить.

Воспитатель загадывает загадку:

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет! (Хлеб).

Сегодня мы с вами поговорим о хлебе.

Основная часть

Биоэнергопластика «Как растет колосок?»

Опыт «Где живут зернышки».

Опыт: «Помол зерна».

Пальчиковая гимнастика «Лепёшки».

Физминутка «Дрожжи».

Каждый день мы едим белый и ржаной хлеб, многие из вас любят сушки, печенье, сухарики, различные пирожные. А кто знает, из чего всё это делают?

Посмотрите, что я вам сегодня принесла. Что это?

Колоски.

Хотите узнать, как колосок стал хлебом? Тогда садитесь поудобнее. Всё хорошо узнать о хлебе нам помогут колоски и сказки, которые мы с вами читали.

- «Три жёлтых рта,

Три голодных рта

Смотрят в небо,

просят хлеба». Из какой сказки эти строки?

-«Голубь и пшеничное зерно».

Правильно. Что нашёл голубь? Что выросло из зерна? Что бы вырос колосок, что сделал голубь? Чтобы посадить зерно в землю, что надо сделать с землёй?

На полях землю «копает», вспахивает трактор железным плугом (слайд 1 ).

Кто ведёт трактор? Какая становится земля? Когда землю вспашут, трактором и специальными сеялками сеют зерно. (слайд 2 )

А чтобы зернышко выросло, что ещё нужно?

Солнце, дождик.

Дети на интерактивной доске рисуют, что необходимо для роста зерна.

Давайте поиграем «Как растет колосок?»

Представьте, что пока Вы маленькое зернышко оно лежит в земле (присядьте, обхватите голову руками). Но вот пригрело солнышко, и зернышко начало прорастать (поднимите голову, раскройте ладони). Это маленький слабый росток-колосок. Солнышко греет все сильнее, прошел теплый дождик и росток стал подниматься все выше все выше (и мы поднимаемся руки вверх в стороны). Ветерок нас раскачивает солнышко, пригревает, колоски улыбаются солнышку. Но вот наступила осень. Ветер все сильнее качает колоски. Колоски нагнулись к земле и рассыпались зернышки.

Ребята, посмотрите на зернышко, потрогайте их. Как вы думаете, где их домики?

Сейчас это мы узнаем. Возьмите колоски, разберите их и отыщите в них зернышки.

Вы держали в руках колоски, какие они?

Из чего состоит колосок?

Где живут зернышки? (В колосе)

Вывод. Значит, колосок состоит из зернышек.

Выросли колоски. Пшеница созрела (слайд 4). Тогда на поле выходит другая машина. Как называется эта машина? (слайд 5)

Кто управляет комбайном?

Что делает комбайн?

Вспомнить сказку «Колосок», что делал Петушок, когда нашёл колосок.

Что происходит на мельнице?

Дети с воспитателем подходят кофемолке.

Ребята, подойдите ко мне поближе. Зерно перетираем, мелем, получаем муку.

Просеять через сито: отруби, мука.

Тошки, тошки, тошки

Испечём лепёшки.

Дрожжи, сахар, соль, яйцо

И парное молоко

Муки положили,

Тесто замесили.

А зачем в тесто кладут дрожжи?

Дрожжи воздух собирали,

(дети раздувают щёки, выпускают воздух)

Дрожжи тесто раздували.

Вдох и выдох, вдох и выдох: (глубокий вдох, выдох через рот)

Пух! Пух! Ох! Ох! (руки на пояс, наклоны вправо, влево)

Ну-ка, тесто, вширь и ввысь (показать руками размеры теста)

Разрастись и поднимись!

Тесто белое пыхтело – ох! Ох! (руки на пояс, наклоны вправо, влево)

Тесто зрело и толстело – ох! Ох!

Мы его слегка помяли - (имитация взбивания теста)

И весёлкой повзбивали.

Какое пышное тесто у нас получилось! Спасибо всем за помощь. Что мы можем испечь из теста?

А в нашем селе пекут хлеб, где? Как называют людей, которые пекут хлеб?

Заключитель-ная часть

Подведение итога.

Переход к другому виду деятельности.

Как много людей трудится, чтобы появился вкусный хлеб! (Перечислить профессии).

- Ребята, как вы понимаете пословицу «Хлеб -всему голова».

К хлебу нужно бережно относиться. Не крошить хлеб во время еды, не оставлять недоеденные кусочки, не выбрасывать их. Когда будете есть хлеб, вспомните, сколько труда вложено в каждый кусочек.

Тесто мы с вами замесили, и я предлагаю для нашего магазина сделать, а потом испечь баранки, булочки. дети переходят в центр художественного творчества.

Длительность НОД: 20 минут.

Самоанализ

Тема: «Как хлеб на стол пришёл».

Цель: Дать детям первоначальное представление о том, какой путь проходит

зерно, чтобы стать хлебом.

Задачи:

1.Познакомить детей с процессом выращивания хлеба, дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол.

2. Учить анализировать и делать выводы в опытной деятельности.

3. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей

выращивающих хлеб.

4. Развивать речь детей, внимание, наблюдательность, мышление,

образное воображение.

Была проведена предварительная работа:

    Чтение украинской народной сказки « Колосок», русской народной сказки «Петушок и меленка», «Голубь и пшеничное зерно».

    Рассматривание колоска.

    Пальчиковая игра «Лепёшки».

    Опыт: «Как пашут землю», «Что вкуснее: зерно, мука и хлеб».

    Дидактическая игра «Кто, чем управляет».

Вид непосредственной образовательной деятельности – интегрированный.

Интегрируемые образовательные области:

    Образовательная область «Социализация»: практические действия, проведение опытов – приучать решать интеллектуальные задачи, способствовать расширению опыта совместной деятельности детей в малой детской группе.

    Образовательная область «Познание»: познакомить детей с процессом выращивания хлеба.

    Образовательная область «Здоровье», «Физическая культура»: Способствовать укреплению здоровья через пальчиковую игру, физминутку.

    Образовательная область «Безопасность»: воспитывать бережное отношение к результатам труда – хлебу.

    Образовательная область «Чтение художественной литературы»: формировать умения делать выводы, умозаключения – загадывание загадки.

    Образовательная область «Коммуникация»: учить отвечать на вопросы, развивать речь, мыслительную активность.

Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно - исследовательская, двигательная.

Цель образовательного процесса была также достигнута при использовании всех групп методов: организационный, наглядный, словесный, проведение опыта, игровое упражнение которые отображали одну тематику и были взаимосвязаны. Использованный мною комплекс методов позволил повысить результативность.

Я старалась выстроить личностно-ориентированное взаимодействие с детьми: выслушать мнение каждого ребенка, поддержать их рассуждения предвосходящей оценкой, таким образом, создать ситуацию успеха для каждого из них.

В ходе НОД были активизированы следующие психические процессы: слуховое внимание в работе над словообразованием; логическое мышление (проведение опытов), зрительное восприятие (через слайды). Как необходимый элемент любой НОД, мною использовались здоровьесберегающие технологии (работа с колоском, пальчиковая гимнастика, биоэнергопластика, физминутка).

Для достижения оптимального результата занятия, я ввела приёмы, повышающие мотивацию – проведение опытов, что повысило их внимание и активность.

Считаю, что структура НОД соответствует цели и задачам, все этапы были логически взаимосвязаны, материал, излагаемый детям, был им доступен, достоверен. Содержание занятия позволило детям реализовать себя в активной деятельности.

Длительность занятия 19 мин., что соответствует нормам СанПиН.

Я считаю, что сегодняшняя совместная деятельность с детьми удалась.

В заключение, я хочу поблагодарить вас за внимание и надеюсь, что ваше мнение о проведённом мероприятии поможет мне и дальше совершенствовать своё профессиональное мастерство.

Полный текст:

Ребенок может самостоятельно сравнивать, группировать, классифицировать различные предметы. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предме-тов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу, помнят поручения взрослых, могут вы-учить небольшое стихотворение и т. д.
Согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга). Проведение педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей предусматривается авторами проекта примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Оценка индивидуального развития детей может заключаться в анализе освоения ими содержания 5 образовательных областей. (слайд)

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

Мониторинг я осуществляю в форме регулярных наблюдений за детьми в повседневной жизни и в процессе образовательной деятельности с ними на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах. Использую также следующие методы: (слайд)

Наблюдение

Изучения продуктов деятельности детей

Несложные эксперименты

Беседы, игры

Показатели развития детей фиксирую в таблице в начале и в конце учебного года в словесной форме:

Не сформирован

Находится в стадии становления (частично сформирован);

Сформирован. (демонстрирую таблицы)

При заполнении диагностических таблиц можно провести «горизонтальный» (выводы по каждому ребенку) и «вертикальный» (выводы по задачам раздела) анализ. Таким образом, педагоги видят, на что следует обращать особое внимание при планировании воспитательно-образовательного процесса, как строить индивидуальную работу с детьми. Так как группа у меня разновозрастная, провожу диагностику по каждому возрасту отдельно. Данные по каждому разделу заносятся в сводную таблицу. В качестве показателей оценки развития личности ребенка выделяю внешние (наблюдаемые) проявления у него в поведении, деятельности, взаимодействии со сверстниками и взрослыми, которые отражают его развитие на каждом возрастном этапе и, следовательно, на протяжении всего дошкольного возраста.

Общая картина по группе позволит выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия.

Для определения уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки я использую инструментарий, который представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, наблюдений. Считаю, что большое значение имеет подбор материала и оборудования для выполнения диагностического задания. Они должны быть интересны своей новизной, необычностью внешнего вида, способом использования или получаемым с его помощью результатом. Приведу примеры описания инструментария по некоторым образовательным областям в средней группе детского сада.

Образовательная область «Познавательное развитие». (слайд)

Конкретизация области «Познавательное развитие представлена несколькими блоками:

Ознакомление с предметным окружением

Ознакомление социальным миром

Ознакомление с миром природы.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Познавательная деятельность обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства. Так, например, с целью раскрыть уровень развития по разделу ознакомления с социальным миром провожу беседу «Семейная фотография » (слайд), где использую сюжетную картинку, где изображена семья (ба-бушка, дедушка, папа, мама, брат, сестра), или фотография се-мьи (семейный праздник, туристический поход и т. п.).Задаю вопросы

  1. Покажи на картинке детей (дай им имена).
  2. Покажи родителей, как их называют дети? (Папа и мама)
  3. Чем вы любите заниматься всей семьей?
  4. Какой у тебя самый любимый праздник?
  5. Почему? и т. п.

Результат вижу в том, что ребенок правильно отвечает на вопросы, с удо-вольствием рассказывает о семье, семейном быте, традициях.

Раскрыть уровень знаний по разделу «Ознакомление миром природы » помогают дидактические игры «Собери урожай» (слайд), где оценивается уровень знаний об овощах и фруктах, «Где чей дом?» (слайд), «Охотник и пастух» (слайд), где оценивается уровень знаний о жизни диких и домашних животных, особенностях строения, поведения.

Задаю уточняющие вопросы:

Кто такой охотник?

Кто такой пастух?

Затем просит ребенка рассмотреть предметные картинки с изображением животных и разместить их так, чтобы рядом с охотником оказались все дикие животные, а рядом с пастухом - домашние. Затем организую беседу по вопросам:

Почему человек заботится о домашних животных?

Какие домашние животные дают молоко?

Какие домашние животные дают пух и шерсть?

Чем питаются?

Оцениваю умение называть детенышей диких и домашних животных(Слайд)

Во время прогулок и в образовательной деятельности наблюдаю как дети называют некоторые растения(слайд), умеют определять состояние погоды, выделяют наиболее характерные сезонные изменения в природе (слайд)

Результаты наблюдений фиксирую в диагностических таблицах.

Проверить уровень сформированности знаний по «ФЭМП» помогают мне такие задания «Сосчитай кубики», «Прилетели бабочки», которые позволяют проверить уровень знаний о количестве, умение считать в пределах 5; оцениваю умение составлять: группы из однородных предметов (слайд); по цвету (слайд); по форме(слайд); по величине(слайд); выделять один предмет из группы (слайд); понимание смысла обозначения вверху-внизу, слева-справа (слайд), т.е. совершенствуется ориентация в пространстве, понимают смысл слов «утро», «день», «вечер», «ночь» (слайд), умение находить геометрические фигуры среди окружающих предметов. Для оценки уровня сформированности знаний по этому направлению использую дидактические игры «Посмотри вокруг» (слайд), «Где находится предмет», «Части суток», а также беседы и электронные тренинги.

Образовательная область «Речевое развитие»

Включает в себя: развивающая речевая среда, формирование словаря, звуковую культуру речи, грамматический строй речи, связную речь, приобщение к художественной литературе.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дети могут самостоятель-но придумать небольшую сказку на заданную тему.
С целью выявить уровень сформированности грамматической стороны речи даю задание «Расскажи о мальчиках».

Использую материал: сюжетная картинка с изображением двух мальчи-ков: один - чистый, аккуратный, веселый, второй - неряшливый, грустный.

Предлагаю ребенку рассмотреть картинку с изображением двух мальчиков. Затем организовываю беседу по вопросам:

Что ты можешь сказать о мальчиках? У них одинаковое настроение?

Один мальчик веселый, а другой какой? (Грустный) Почему? (Потому что испачкался)

Быть неряшливым хорошо?

А что нужно делать для того, чтобы быть чистым и опрят-ным?

А какой мальчик тебе нравится? Почему? и т.п.

В результате ребенок активно употребляет слова, обозначающие эмоциональные состояния (сердитый, печальный), этиче-ские качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики

Чтобы выявить уровень сформированности связной речи, использую дидактическое упражнение «Сервируем стол».

Предлагаю рассмотреть посуду и ответить на вопросы.

Как можно назвать все предметы? (Обращает внимание на чайный сервиз.)

Назови известные предметы посуды.

Результат: ребенок образовывает новые слова по аналогии с уже знакомыми. Понимает и употребляет предлоги в речи. Осмысливает причинно-следственные отношения и составляет сложносочиненные, сложноподчиненные предложения.

Показатели речевого развития помогает определить опытно-экспериментальная деятельность . Она дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Дети получают задание: «Как увидеть воздух?

Они предлагают варианты ответов - Можно подуть в трубочку в стакан с водой. Это пузырьки воздуха.

Другие предлагают надуть воздушный шарик. В результате эксперимента они делают вывод: как можно увидеть воздух? Что легче- воздух или вода?

Использую методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Форма проведения может быть индивидуальная, подгрупповая. Оцениваю умение поддерживать беседу, использует все части речи, понимает и употребляет слова антонимы

В развивающей среде в нашей группе представлены схемы для пересказа сказок «Репка», «Теремок», «Колобок»; для описательных рассказов о животных, временах года, что соответствует программе и возрасту дошкольников.

В начале года, проведя диагностику, я выявила следующие недостатки:

Связные высказывания короткие;

Отличаются непоследовательностью, даже если содержание знакомо ребенку;

Фрагменты высказываний логически не связаны между собой.

Проанализировав, сделала вывод, что знания детей достаточны, согласно возрасту, но оформить их в связные речевые высказывания ребенок не может.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

направлена на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач: развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); приобщение к искусству, конструктивная деятельность

В средней группе значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразитель-ной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д. слайд

По данному направлению провожу обследование: ребенку даю бумагу и прошу нарисовать сначала один предмет — дом. После этого прошу нарисовать человека, а затем — дерево. Обучение не проводится. Оцениваю действия ребенка: как понимается задание, анализирую рисунок, как выполнен, есть ли предпосылки к предметному рисунку или выполнялось черкание.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 дета-лей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Для проведения обследования строю за экраном фигурку из плоских палочек. Затем показываю постройку и прошу ребенка построить такую же. При затруднениях ребенка прошу построить по показу. Оцениваю действия ребенка: как принимает и понимание задания, умеет работать по образцу или по показу, обучаемость, отношение к результату.

Образовательная область «Физическое развитие». (слайд)

В процессе разных видов деятельности я наблюдаю и оцениваю уровень физической подготовленности моих воспитанников. Показатели физического развития детей определяются не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры, утреннюю и коррегирующую гимнастику, индивидуальную работу с детьми

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» (слайд)

Наблюдая за детьми, я всё чаще отмечаю, что многие из них испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Дети не умеют организовывать общение, включающее: умение слушать собеседника; умение эмоционально сопереживать; умение планировать содержание акта общения; умение подбирать вербальные (речевые) и невербальные (жесты, мимику, пантомимику) средства общения, адекватные ситуации; умение решать конфликтные ситуации.

Дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков практически полностью попадают в категорию «непринятых», а дети с высоким уровнем — в категорию «предпочитаемых», «принятых».

Для создания сплоченного коллектива я часто использую игровую форму в кругу. На начальном этапе, этапе знакомства детей друг с другом, такие игры помогают налаживать доброжелательную атмосферу в группе, снять эмоциональное напряжение детей. «Подари улыбочку», «Здравствуй», «Доброе утро», «Давайте поздороваемся». При заполнении этого раздела я наблюдаю за ребенком, а так же специально организую беседы, индивидуальные и совместные творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские) игры; оцениваю все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками; выполнение самостоятельных трудовых операций в природе, хозяйственно-бытовой труд; самостоятельную деятельность в сюжетных уголках, уголке ряжения, театральном уголке, автогородке и многое другое

В среднем возрасте ребенок понимает социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, литературных произведений, эмоционально откликается. Так, например, после прочтения сказки «Два жадных медвежонка» (слайд) задаю вопрос «Почему медвежата расстроились? Почему лиса радовалась? Кто поступил правильно? Кто поступил нечестно?

Использую методы беседы, создаю проблемную ситуацию. 25 % детей способны анализировать прочитанную сказку, дают оценку поведению лисы, характеризуют её поступок, делают выводы, 60% имеют частично сформированные представления о поступках героев сказки, у 15% детей эти представления не сформированы.

И в заключении мне хотелось бы повести с вами упражнение на формирование социально коммуникативного взаимодействия, которое называется проводится в средней группе называется«Дружественная ладошка» (слайд). Обратите внимание: перед вами лежит лист бумаги и фломастеры. Сейчас обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по команде, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент в виде рисунка вместо словесных пожеланий на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание. Дети могут нарисовать солнце, улыбки, цветы или просто раскрасить палец руки в яркие тона многое другое для своих друзей.

Выполнение задания участниками. (2 мин)

Подведем итог. Все участники справились с заданием. Итак, сделаем вывод, что у всех наших участников уровень социально-коммуникативного сформирован.

Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об этих встречах, а может быть, и помогают нам в какой-то сложный момент. Спасибо за внимание. (слайд).

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования//Приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года (вступил в силу 01 января 2014 года)
  2. Каменская В.Г., Зверева С.В. К школьной жизни готов! - СПб.2001.
  3. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии - М.,2005.
  4. Ноткина Н.А. и др. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста - СП.б,2003.
  5. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. -М.,2001.
  6. М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. Диагностика развития ребенка. Практическое руководство по тестированию (4-5 лет)

Юлия Тришина

Аннотация

Игра предназначена для занятий с детьми от 5лет. В эту игру можно играть как в ДОУ , так и на дополнительных занятиях в учреждениях дополнительного образования, в начальных классах школы, а также в домашних условиях. Я применяю игру в совместной игровой деятельности детей, в организованной деятельности (на занятиях) по ознакомлению детей с окружающей средой и экологией . Игра позволяет закреплять знания детей о хлебе хлеба в старину на Руси хлеба закреплять знания о полезной и здоровой пищи (ЗОЖ) ; воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей, которые его выращивают; совершенствовать коммуникативные навыки в процессе взаимодействия взрослого с ребенком, а также с другими детьми. Прилагается папка с фотографиями данной игры в готовом варианте, которая используется в работе, а также презентация игры, которую можно распечатать и использовать в своей работе

Страница № 4-8 (поле- образец, №11 (игровое поле) распечатать на количество игроков, страницы с № 12-16 (карточки) распечатать на количество игроков и разрезать, а страницы с№13-14 сначала склеить, а затем разрезать, страница №17 (поощрительные фишки) вырезать по контору (можно сделать больше)

Дидактическая игра «Путешествие Колобка (от зернышка до хлеба ) »

Цель : Сформировать у детей представления о том, как и кем выращиваются злаковые культуры, как они попадают к нам на стол в виде хлеба

Задачи :

Образовательные : закрепить знания детей о хлебе как одной из величайших богатств земли; закреплять знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба в старину на Руси , и в настоящее время; расширить их представления о роли труда в жизни людей на основе ознакомления с различными профессиями; формировать умение детей анализировать и работать со схемами, алгоритмами; сформировать систему знаний детей о приготовлении хлеба

Развивающие :

Развивать умение ориентироваться в пространстве (на бумаге) ; развивать внимание, память, воображение, логическое мышление; развивать речь и обогащать лексический словарь детей; развивать умение анализировать и выражать свои мысли; развивать познавательный интерес, активность; стимулировать проявление любознательности; способствовать развитию положительных эмоций; закреплять знания о полезной и здоровой пищи (ЗОЖ) ; формировать мелкую моторику рук; формировать представления детей о видовом многообразии однородных предметов (хлебобулочные изделия )

Воспитательные :

воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей, которые его выращивают; совершенствовать коммуникативные навыки в процессе взаимодействия взрослого с ребенком, а также с другими детьми

Предварительная работа : беседы, отгадывание загадок о хлебе , заучивание стихотворений, объяснение и заучивание пословиц и поговорок о хлебе ; рассматривание картин, иллюстраций и презентаций по теме, чтение рассказов о хлебе : А. Мусатова “Как хлеб на стол пришел” , С. Шуртакова “Зерно упало в землю” , Я. Аким “Хлеб” , Е. Трутнева “Золотой дождик”, Н. Семенова “Хлебушко” , С. Дрожжина “Каравай”. Чтение рассказов М. Глинской "Хлеб ", М. Пришвина "Лисичкин хлеб ".

Словарная работа :

Существительные : рожь, пшеница, зерно , колосья , поле,земля, посев, уборка, тракторист, сеялка, борона, хлеборобы , комбайнер, элеватор, мука, мельница, мукомолы, тесто, пекарь, пекарня, хлебобулочные изделия , хлеб , булка, батон, баранки, сушки, пирожки, каравай, лепешки, пряник, печенье, торт, пирожные

Прилагательные– свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный.

Глаголы – выращивать, пахать, боронить, сеять, косить, убирать, молотить, молоть, выпекать, печь, есть, беречь.

Материал :

Демонстрационный- картинки с изображением последовательности выращивания хлеба зернышка до хлеба хлеба

Раздаточный - карточки-поля, карточки с изображением последовательности выращивания хлеба на Руси в старину и в наше время, карточки с изображением последовательности зернышка до хлеба , карточки с изображением последовательности изготовления хлеба , фишки для поощрения с изображением «колобка »

Ход игры.

Взрослый (педагог или родитель) предлагает рассмотреть картинки с изображением последовательности выращивания хлеба на Руси в старину и в наше время, последовательности зернышка до хлеба , с изображением последовательности изготовления хлеба

Вариант №1 (игра проводится с 1 ребенком)

«Путешествие Колобка (от зернышка до хлеба ) в старину на Руси»

На столе перед ребёнком расположены карточки- поле и картинки с изображением последовательности выращивании хлеба на Руси в старину .

«Путешествие Колобка (от зернышка до хлеба ) в наше время»

На столе перед ребёнком расположены карточки- поле и картинки с изображением последовательности выращивания хлеба в наше время . Детям предлагают самостоятельно, соблюдая последовательность, расположить на карточке – поле

«Путешествие Колобка- от зернышка до хлеба »

На столе перед ребёнком расположены карточки- поле и картинки с изображением последовательности от зернышка до хлеба . Детям предлагают самостоятельно, соблюдая последовательность, расположить на карточке – поле

«Как нужно приготовить Колобок » »

На столе перед ребёнком расположены карточки- поле и картинки с изображением последовательности приготовления колобка (хлеба ) . Детям предлагают самостоятельно, соблюдая последовательность, расположить на карточке – поле

В данном случае игру можно проводить, применяя интерактивную педагогическую технологию "По цепочке" (дети по очереди составляют последовательность путешествия Колобка по заданной карточке.)

Вариант № 3

Все игры проводятся по принципу игры-лото, тогда нужно подготовить любую их этих игр на каждого игрока. Карточки перемешиваются и раздаются детям, ведущий (ребенок или воспитатель) называет каждое действие по порядку или показывает карточку с изображением, дети- игроки закрывают на карточке –поле окно, соответствующее названной последовательности или показанной карточке. Выигрывает и получает фишку- поощрение тот, кто первым закроет все поле и правильно назовет последовательность, изображенную в игре.

Игру можно проводить с детьми используя интерактивную педагогическую технология "В парах"(дети раскладывают карточки работая в паре) В этом случае побеждает и получает «колобок » , пара которая первой составит последовательность выращивания и изготовления колобка .

Вариант №3 (на усложнение)

Предложить ребенку составить рассказ- описание о путешествие Колобка (от зернышка до хлеба ) по мнемотаблице. Составлять рассказ можно, применяя интерактивную педагогическую технологию "По цепочке" (дети по очереди называют последовательность)

В ходе игры я применяю физкультурную минутку «Колобок »

В землю зёрнышко посадим, наклоны вперед,

что же выйдет из него? разведем руки в стороны

Дождик землю поливает, руки вверх - вниз

Солнце землю пригревает закрыть- открыть глаза, приседание

Зернышко прорастает , постепенное вставание,

Тянется росток, руки вверх

Превращается в колосок

С ветром колосок играет ,

Ветерок его качает наклоны в стороны

А косарь сожнет колосок вправо – влево , имитируя косьбу

Отвезут зерно на ток имитация вращения руля

Мукомол зерно размелет . кулак на кулак и круговые вращения

А хозяйка из муки испечёт нам колобок . имитация – катаем колобок

И вот он какой-

круглый, соединить руки в кольцо,

румяный, потереть щечки

большой руки вверх. потянуться

Интересной Вам игры!

Литература

1. Ахияров К. Ш., Петрова З. П. Поклонимся хлебу . – Уфа : Башк. кн. изд-во, 1987.,

2. Барыкин К. К. Хлеб , который мы едим. – М.: Политиздат, 1983.

3. Ивин м. “Хлеб сегодня , хлеб завтра” . Детская литература, 1980.

4. Коломина Н . В. Занятия по экологии в детском саду . - М.: ТЦ Сфера, 2008.

5. «Мы» Программа эколог . образования детей/ Н. Н. Кондратьева и др. - СПб : «Детство-Пресс» , 2000.

6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений- М.: Азбуковник, 1997.

7. От осени до лета : Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ Сост. Л. А. Владимирская. - Волгоград : учитель, 2004.

8. Соломенникава О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - Мозаика-Синтез, 2006.

9. Тамбиев А. Х. Экологическая азбука для детей : Растения. - М.: Школьная Пресса, 2000.

10. Федоров М. А. “Юному хлеборобу” - М . “Россельхозиздат”, 1984г.

11. Шорыгина Т. А. Беседы о хлебе . Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2012.