Основы оригами. Базовые формы оригами методическая разработка по технологии на тему. Базовая форма «рыба»

Оригами (в переводе с японского «сложенная бумага») - древнее искусство складывания различных фигур из бумаги без применения ножниц и клея. Существует много версий, где же именно зародилась техника оригами. Предположительно в Древнем Китае, где была изобретена бумага, но точно можно сказать что, получило свое развитие и стало целым видом искусства в Японии.

С древних времен оригами играло самую различную роль в жизни японцев, поначалу его использовали как украшение свадебных церемоний и ритуальных шествий. Долгое время техникой складывания бумаги владели представители только высших сословий. И только после Второй мировой войны оригами вышло за пределы Востока и стало доступно каждому.

В разных странах техника оригами приобрела разное значение: для японцев стала частью культурной традиции, для британцев и американцев - видом клубной деятельности, для голландцев - культурой интерьерных украшений.

В России оригами нашло применение в сфере образования и досуга. Складывание из бумаги не только развивает полушария мозга и мелкую моторику, но и оказывает благоприятное влияние на психику человека. Оригами способствует концентрации внимания, развивает память и воображение.

Существуют различные виды оригами, которые имеют свои специальные названия.

Виды оригами

Простое оригами . В этой технике используется только два сгиба, которые называются «гора» и «долина».

Оригами из развертки . Представляет собой чертеж, на котором уже нанесены все линии необходимых сгибов. При сборке получается объемная и очень реалистичная модель. Чаще эту технику применяют при создании фигурок зверей.

Мокрое оригами . Самая молодая техника, она появилась чуть более 20 лет назад. С помощью мокрого оригами можно слепить из бумаги практически любую фигуру. Но используется специальная бумага, пропитанная клеем.

Квилинг или бумагокручение . Это довольно простая, но трудоемкая техника. Из тонких скрученных полосок бумаги создаются геометрические фигуры, их приклеивают на ребро бумаги к основе, получаются целый картины.

Киригама . Это единственная техника, в которой используются ножницы. Делается для открыток с объемными элементами.

Монегами . Оригами, складываемое из денежных купюр.

Складывается из нескольких одинаковых фигур, называемых модулями. Эти модули бывают различных форм: квадратных, прямоугольных, треугольных. Собирается без применения клея или ниток.

Кусудама . Это объемная фигура шарообразной формы. Как правило, состоит из нескольких модулей, которые склеиваются, а чаще сшиваются между собой в форму шара. Изначально имела ритуальное значение, однако, в наше время является сувениром и украшением интерьера.

Основы техники модульного оригами

В этой статья я предлагаю вам освоить главный элемент модульного оригами, из которого в последствие вы сможете создать разнообразные фигурки и модели разной сложности.

Иногда технику модульного оригами ошибочно причисляют к технике кусудамы, однако это неверно, потому что элементы кусудамы сшиваются или склеиваются, а в модульном оригами вставляются друг в друга без применения закреплений. Таким образом, модульные фигурки вы сможете создавать безо всякого клея, имея под рукой только бумагу.

Попробуем научиться складывать модули, из которых формируется шарообразный цветок кусудамы.

Схема сборки треугольного модуля

Модули делаются из листа прямоугольной формы (лист формата А4 прекрасно подойдет).

Памятка: для модульного оригами лучше выбирать достаточно плотную бумагу.

Сгибаем листочек вдоль пополам.

Сгибаем еще раз пополам, но уже поперек (этот сгиб необходим, чтобы наметить середину, поэтому после сгиба, разгибаем обратно).

Посередине видна линия сгиба, на которую мы и будем ориентироваться.

Теперь по принципу загибаем края листка к намеченной середине под прямым углом, как крылья у бумажного самолетика.

Переворачиваем листочек и загибаем наверх нижнюю часть по краю треугольника.

Загибаем уголки за грани большого треугольника.

Разгибаем нижнюю часть обратно, оставляя уголки загнутыми.

Уголки складываем вовнутрь так, чтобы их не было видно, а трапециевидные части загибаем наверх.

Теперь этот треугольник складываем пополам. У нас получился исходный модуль.

Чтобы сложить цветок, нам понадобятся уголки и кармашки.

Кармашек - это тот же уголок, только с обратной стороны. С другой стороны уголка получились кармашки, в которые будут вставляться уголки. Любая фигура в технике кусудама складывается из треугольных модулей, которые вставляются друг в друга.

Каждый ряд собирается с помощью двух уголков (по одному уголку от двух разных модулей), помещенных в кармашки третьего модуля.

Так же в схеме встречается удвоение модулей (для придания формы шарика), для этого в третий модуль помещается только один уголок, а второй кармашек остается пустым.

А в следующем ряду модуль надевается как обычно, на уголки двух разных модулей.

Добавляя таким образом модули в ряд, можно получить шарообразную форму, из которой, в свою очередь, можно сложить разнообразные фигурки, например, лебедя, дракона и т.д., о которых подробнее будет рассказано в следующих мастер классах.

Базовые формы оригами — это основа, на которой создаются самые разные модели. Некоторые с минимальным добавлением складок, а некоторые так далеко уходят от «базы», что даже и угнать их невозможно! Кроме того, многие самые простые базовые формы оригами служат основой для складывания более сложных базовых форм. Здесь мы приводим шесть наиболее простых базовых форм, доступных для складывания детям-дошкольникам:

Базовая форма оригами «Треугольник» Треугольник Базовая форма оригами «Воздушный змей» Базовая форма оригами «Блинчик» Базовая форма оригами «Книжка» Базовая форма оригами «Дверь» Базовая форма оригами «Дом»

Остальные, формы сложить труднее. Вы можете посмотреть их в статье о базовых формах оригами для детей 6-12 лет.

Простейшая форма. Квадратный лист бумаги перегибаем по диагонали. Малыши хорошо воспринимают такое объяснение: делаем из «платочка» «косыночку». Для аккуратного складывания соединяем противолежащие углы, придерживаем их пальцем одной руки, а второй рукой заглаживаем складку.

На основе базовой формы «Треугольник» вы можете сделать с малышами, например, оригами мордочки животных (с 4 лет), цыпленка из бумаги (с 4 лет) или модель оригами коготь (с 5 лет) и бумажный стаканчик(с 5 лет).

Базовая форма оригами «Воздушный змей» для детей с 4 лет

Сначала складываем базовую форму треугольник, разворачиваем ее. У нас получилась намеченная диагональ. Соединяем стороны треугольника с этой линией и базовая форма «Воздушный змей» готова.

На основе этой базовой формы можно сделать модульную модель оригами «Цветы для мамы»

Базовая форма оригами «Блинчик» для детей с 5 лет

Сложим квадрат по диагонали сначала в одну сторону. Развернем и сложим в другую. Опять развернем квадратик. У нас получаться две намеченных складками диагонали. Место пересечения диагоналей — центр нашего квадрата. Согнем все углы квадрата к центру.

Это базовая форма «Блинчик».

Базовая форма оригами «Книжка» для детей с 4 лет

Очень простая форма — просто сгибаем квадрат пополам.

Базовая форма оригами «Дверь» для детей с 5 лет

Складываем квадрат пополам и разворачиваем. Сгибаем края листа к намеченной центральной линии. Это базовая форма «Дверь»

Базовая форма оригами «Дом» для детей от 6 лет

Это самая сложная из представленных здесь базовых форм.

Складываем квадрат пополам, соединив верхнюю и нижнюю сторону квадрата. Складываем получившийся прямоугольник пополам и разворачиваем. Получаем намеченную складкой центральную линию. Сгибаем к этой линии обе стороны прямоугольника.

Теперь осталась самая сложная часть модели. С одной из сторон берем пальцами правой руки самый верхний слой бумаги и начинаем разворачивать его от центра.

Левой рукой придерживаем модель, чтобы остальные слои бумаги оставались на месте. Когда мы полностью отогнете бумагу, то сверху сформируется крыша-треугольник. Разгладим ее пальцем. То же самое повторим с другой стороны. Получился домик с двумя «входами».

Базовую форму оригами «Дом» вы можете использовать для создания аппликации-оригами «Теремок». Более сложные базовые формы оригами: квадрат, двойной треугольник, рыба, птица и катамаран вы можете найти в статье «Базовые формы оригами для детей 6-12 лет» Чтобы правильно и легко читать схемы, познакомьтесь с основными обозначениями и условными знаками, принятыми в оригами. Но учитывайте, что предназначены эти символы прежде всего для вас. К знакомству с элементами этих знаков дети готовы лишь после семи лет, а «читать» схемы полноценно смогут не раньше 10-12 лет, когда у них сформируется абстрактно-логическое мышление.

Простые базовые формы оригами «треугольник», «дверь» и фигурки на их основе. День святого Валентина. Сердечное письмо к празднику

  • Ильичёва Валентина Васильевна, учитель технологии

Разделы: Технология

Практическая работа:

Цели урока : сделать в технике оригами три работы на основе базовых форм «треугольник» и «дверь», используя схемы; продумать и празднично оформить композицию.

образовательные:

воспитательные:

Методы проведения занятий:

Средства обучения:

Форма организации работы — индивидуальная.

Межпредметные связи: история, графика, математика.

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Сообщение темы урока. Определение цели (запись на доске).

Для подведения итогов урока предлагаю по ходу занятия вести учет ответов и выполнения практических работ и делать соответствующие пометки в таблице.

Форма учета ответов и выполнения практической работы ученика (для каждого ученика)

Критерии оценок

— устные ответы учащихся: «+» — 1 балл;

— практическая работа оценивается по «5» -ти бальной системе: аккуратность, умение работать со схемой, сроки выполнения; творческое начало, охрана труда.

1. Какая страна является родиной оригами?

2. Как переводится с японского языка слово «ОРИГАМИ»?

Доклады учащихся по теме «История оригами».

3. На основе какой геометрической фигуры складываются в основном фигурки в оригами?

4. Какие свойства квадрата вы знаете?

Приложение № 1 « Условные знаки, принятые в оригами и приёмы складывания»

  • выучить международные условные знаки, принятые в оригами;
  • овладеть основными приёмами складывания;
  • знать базовые формы и уметь их складывать на память;
  • бумага, ножницы, клей.

III. Контроль знаний и умений

Правильность ответов;

Участие во фронтальной беседе.

IV. Формирование знаний и умений

Многие фигурки оригами на начальном этапе складываются одинаково — из квадрата, который на первых этапах работы можно сложить несколькими способами. Получившиеся заготовки и называют «базовые формы». Их немного — одиннадцать. Каждый оригамист знает их наизусть. Множество фигурок, известных в оригами, начинается с той или иной базовой формы. Они очень древние, придуманы японцами, и каждая форма имеет свое название. Объединение фигурок по базовым формам систематизирует огромное количество моделей.

Приложение № 2 «Базовые формы» (на доске).

Эти способы являются начальным этапом для других базовых форм.

Так, «косынка», имеющая как базовая форма и другое название — «треугольник», служит началом для базовых форм «воздушный змей», «рыба». Из «книжки» получаются базовые формы «дом», «дверь», «катамаран».

Некоторые базовые формы образуются путём сочетания других.

У многих базовых форм существуют несколько вариантов складывания.

Освоим простейшие базовые формы — «треугольник» и «дверь» .

Базовая форма «треугольник» Рисунок 1

Эту базовую форму можно выполнить как из квадрата, так и из прямоугольника.

Напоминаю вам правила безопасной работы с ножницами.

Эти базовые формы лежат в основе нашей практической работы, которая приурочена к празднованию Дня святого Валентина.

14 февраля в Европе и Америке празднуют День святого Валентина — покровителя всех влюбленных. В последние годы этот весёлый праздник стал популярен и у нас в стране. Для того, чтобы принять в нем участие, нужно подарить сердечко тому, кого любишь — маме, папе, сестренке или братишке, бабушке, а может быть и приятельнице, которая тебе нравится. Сердечки могут быть любыми — сделанными из теста, нарисованными на открытке или сложенными из бумаги.

Немного истории.

В 269 году римской империей правил Клавдий II. Воюющая римская армия испытывала острый недостаток солдат для военных походов, и император был убежден, что основная причина этого — браки, поскольку женатый легионер о славе думает гораздо меньше, чем о семье. Чтобы сохранить в своих солдатах воинский дух, император издал указ, запрещающий легионерам жениться. Но солдаты от этого не стали меньше влюбляться, и к их счастью нашёлся человек, который стал тайно венчать легионеров с их возлюбленными. Им был священник по имени Валентин из римского города Терни. Как только об этом узнал император, он решил его подобную деятельность прекратить, и Валентина приговорили к казни.

Трагедия ситуации была еще и в том, что и сам Валентин был влюблён в дочку тюремщика. За день до казни священник написал девушке прощальное письмо, где рассказал о своей любви, и подписал его «Твой Валентин». Впоследствии Валентин был канонизирован католической церковью, а в 496 году римский папа Галасиус объявил 14 февраля Днём святого Валентина.

По всей видимости, именно оттуда повелось писать в День святого Валентина любовные записки — «валентинки». Кроме того в этот праздник любят устраивать свадьбы и венчаться. Считается, что это станет залогом вечной любви. Массово День святого Валентина в Западной Европе стал отмечаться с 13 века, а в США с 1777 года.

В России празднуют День влюблённых.

И в России появился праздник, призванный стать ответом католическому Дню святого Валентина. Новый праздник получил название «День супружеской любви и семейного счастья». Днем всех влюбленных назначено 8 июля — в день памяти православных святых Петра и Февронии, правивших на Муромской земле в XIII в. . Супруги были образцом верности и любви и идеалом семейного счастья. Святые Петр и Феврония считаются образцом супружеской верности Согласно легенде, князь Муромский Петр полюбил крестьянку Февронию, однако боярская знать была против их брака из-за низкого происхождения девушки. Петр и Феврония предпочли семейную жизнь княжескому престолу. Они жили долго и счастливо, в старости приняли монашество и умерли в 1228 году в один день и час. И хотя супругов похоронили порознь, их тела чудесным образом оказались в одной могиле. Мощи супругов покоятся в Муромском Храме Свято — Троицкого монастыря. В 2008 году отмечалось 800 — летие памяти святых Петра и Февронии. Этот праздник ежегодно отмечают в Муроме 8 июля. Он давно уже стал неофициальным местным Днём всех влюблённых.

V. Продолжение формирования знаний и умений

1. Какие способы складывания квадрата существуют?

2. Что такое базовая форма?

3. Как получить базовую форму «треугольник», «дверь»?

Сегодня мы сделаем три бумажные фигурки: " письмо с сердечком«; «открытое сердце», «голубь».

Особое место в нашей работе необходимо будет уделить оформлению своей работы, проявив, таким образом, свое творческое отношение к ней. Заранее продумайте какого размера будут ваши фигурки, цвета, какие дополнительные элементы они будут содержать (письмо, открытку, рисунок, украшения), продумайте также возможности совмещения фигурок, т.е. попробуйте создать свою композицию

Эти работы могут стать теми самыми сердечками, которые вы подарите любимым на праздник.

В основе выполнения работ, как уже было сказано, лежат такие базовые формы как «ТРЕУГОЛЬНИК» и «ДВЕРЬ», которые вы уже умеете складывать. Но для складывания фигурок «письмо с сердечком» и «открытое сердце» нам понадобится освоить ещё один часто используемый прием работы: «вогнуть внутрь».

Из оставшейся от квадрата полоски бумаги сделайте маленький квадрат, на котором мы и потренируемся.

Посмотрите, пожалуйста, в условных знаках, что обозначает темная стрелочка?

Освоим приемы работы. (Демонстрирую приёмы работы. Ученики выполняют работу вместе со мной).

Теперь приступим к изготовлению фигурки.

Практическая работа № 1 «Письмо с сердечком».

Рисунок 5

Вспомним условные обозначения способов складывания. Работу выполняем по пунктам инструкционной карты: Приложение 3 , которая определяет последовательность выполнения и отражает приемы работы.

Учитель демонстрирует приемы работы. Ученики сверяют правильность работы с образцом учителя.

Требования к работе: внимание, аккуратность.

Практическая работа № 2. «Открытое сердце».

Эту работу можно использовать не только на праздник. Она может стать чрезвычайно полезной вещью. В нём можно хранить скрепки, карандаши, резинки, наклейки, марки:, любую мелочь.

Эту работу вы выполняете самостоятельно, работая по схеме. .Приложение 4

Практическая работа № 3 «Голубь»

Для выполнения этой работы нам необходимо освоить ещё один прием «вогнуть внутрь». Он часто употребляется при оформлении клюва на головке птицы.

VI. Контроль знаний и умений (практические работы № 2 и № 3)

Творческое задание: «Оформление работы»

Придумайте свой вариант оформления работы.

VII. Подведение итогов.

1. Закрепленияе материала по вопросам:

2) Почему нужно знать международные условные знаки, принятые в оригами?

3) От чего зависит качество выполненной работы?

2. Заполненную форму учета работы учащихся сдают учителю, который подводит итоги, отмечает лучшие работы, активность учащихся, выставляет оценки.

2. Заключение

Оригами — это идеальный конструктор, где из одной детали (листа) складываются тысячи разнообразнейших фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способны сотворить с помощью оригами целый мир.

Сегодня на уроке вы узнали о происхождении праздника «Дня всех влюбленных», самостоятельно сделали подарки к этому дню — два маленьких сердечка, освоив приемы работы в технике оригами, научились работать со схемами, попытались составить нехитрые композиции из получившихся фигурок.

Интернет ресурсы:

Список литературы:

Приложения.

Базовые складки и формы оригами

После первого шага, знакомства со знаками и обозначениями в оригами, пора сделать второй, ещё немножечко приближающий нас к этому удивительному искусству. Теперь нам нужно освоить базовые схемы оригами — часто используемые несложные формы, на которых базируются настоящие вершины произведения искусства оригами. И действительно, зачем засорять каждую вторую схему, если можно изучить основные формы и дать указание «начинаем с формы „квадрат“», вместо многократного повторения схемы этого самого квадрата. Это и время сэкономит, и схему понятнее сделает.

Итак, базовые формы оригами: 1. Совсем простые треугольник и прямоугольник :

2. Блин или блинчик :

3. Водяная бомбочка (чувствуете, как детством повеяло?):

4, 5. Бумажный змей (воздушный змей) , плавно переходящий в ромб Змей:

А вот схема для них. На четвёртом этапе получаем змея, на пятом змей трансформируется в ромб:

Необходимо разобраться в условных знаках оригами , которые помогают правильно «читать» диаграммы для изготовления сложных фигур. В оригами все обозначения делятся на стрелки, линии и вспомогательные знаки .

Разберемся с линиями. В оригами два основных способа складывания листа бумаги:

1) «Долина » (вогнутая складка). На схемах обозначается пунктирной линией.
2) «Гора » (выпуклая складка). На схемах обозначается пунктиром с точками.

Стрелки и вспомогательные знаки на схемах оригами означают следующее:

Базовые формы оригами

В оригами база – это простая форма, стартовая точка, на основе которой создается огромное множество всевозможных фигур. Из истории оригами известно, что изначально базовыми считались 4 формы-основы: рыба, лягушка, птица и бумажный змей. В Японии в освоении оригами считалось обязательным умение делать три основные игрушки – наиболее совершенную – журавля, пластичную – лягушки и сложную – краба. Помимо этого существуют базы, имеющие западные корни, например катамаран.

Однако с тех пор оригами ушло далеко вперед, и сейчас базовыми являются следующие формы:

  • Треугольник и на его основе «воздушный змей» или «мороженое»


  • Кристалл

  • Книга и на ее основе – «дверь» или «шкаф»


  • Птица

  • Лягушка

  • Двойной квадрат, а если его вывернуть наизнанку – получится двойной треугольник

  • Водяная бомбочка (другое название двойной треугольник)

  • Катамаран (на его основе делают пахариты и кусудамы)


Помимо этого выделяют еще такие основы:
  • Журавлик (это основа множества других фигур, например, лошади, слона, звезды, маски Будды и т.п.);
  • Пони (на ее основе – фонарики, цветы, рамки для фотографий и т.п.);
  • Верблюд (на его основе - заяц, карп, цветы и т.п.)
  • Шляпа (на ее основе – лягушка, ракета, цветы, горилла и т.п.)
Начинающему оригамисту будет гораздо легче справляться со сложными фигурами, если предварительно он отточит мастерство базовых фигур оригами. Базовые основы-формы для оригамиста - то же, что ноты для музыканта.
  • Начинать изготовление оригами лучше с работ, в которых нет акцента на базовые формы, затем с использованием простейших базовых форм, например «бумажный змей». В более сложных схемах, как правило, отсутствует описание процесса изготовления базовой формы, так как предполагается, что она хорошо знакома и отработана.
  • Выполняя определенное изделие, необходимо убедиться, соответствует ли исходный лист бумаги требуемому формату.
  • Начинающему оригамисту требуется особенно внимательно следить за точностью состыковки срезов и углов. От этого зависит аккуратность изделия.
  • Частая ошибка начинающих в том, что они берут фигурку в руки, вертят и крутят ее в разные стороны, после чего бывает нелегко вернуться к схеме. Поэтому без особой надобности не стоит брать фигуры в руки или поворачивать их.
  • Чем острее и прямее полученная складка, тем больше шансов получить отличное качество готового изделия. Складки удобно проглаживать каким-нибудь круглым пластмассовым предметом, например, кольцом ножниц.
  • Чтобы получить ровный сгиб, лучше сгибать с помощью линейки или, например, сгибать бумагу об край стола.
  • Отрабатывая технику складывания симметричных сгибов (например, изготовление ног, элементов цветов и т.д.) не стоит плотно состыковывать сгибаемые стороны, так как при выполнении следующих операций они могут накладываться друг на друга, вызывая перекосы и дефекты фигуры.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Базовые формы оригами

Базовая форма «квадрат» Согнуть по диагонали Согнуть еще раз, сгиб «долина»

Базовая форма «квадрат» Верхний угол отогнуть «горой» Перевернуть

Базовая форма «квадрат» Сгиб «долиной» Влево «горой»

Базовая форма «квадрат» Базовая форма «квадрат»

Базовая форма «Двойной квадрат» Сложить по диагонали, повернуть Повторить с другой стороны, развернуть

Базовая форма «Двойной квадрат» Сложить «горой» по горизонтали, развернуть Согнуть по вертикали, развернуть

Базовая форма «двойной квадрат» Согнуть лист по намеченным линиям, базовая форма готова. .

Базовая форма «книжка» Складываем лист пополам Базовая форма «книжка»

Базовая форма «дверь» Намечается серединная линия Боковая сторона складывается к середине

Базовая форма «дверь» Повернуть по часовой стрелке, базовая форма готова.

Базовая форма «дом» Наметить середину стороны Согнуть сторону пополам

Базовая форма «дом» Боковые стороны складывают к середине Верхние слои бумаги раскладывают в сторону, расплющивают

Базовая форма «дверь» Базовая форма – «дом»

Базовая форма «треугольник» Согнуть по диагонали Базовая форма «треугольник»

Базовая форма «блин» Согнуть с двух сторон по диагонали, разогнуть Каждый угол складывается к центру листа.

Базовая форма «блин» Базовая форма «блин»

Базовая форма «воздушный змей» Складываем по диагонали одну сторону, разворачиваем Боковые стороны квадрата складывают к диагональной линии

Базовая форма «воздушный змей» Базовая форма «воздушный змей»

Базовая форма «бомбочка» Согнуть пополам Согнуть влево, сгиб «долина»

Базовая форма «бомбочка» Одна часть левого угла оттягивается вправо, расплющивается Перевернуть

Базовая форма «бомбочка» Складка «долиной» То же с другой стороны

Базовая форма «бомбочка» Базовая форма «бомбочка»

Базовая форма «рыба» Согнуть по диагонали, разогнуть Боковые стороны квадрата складывают к диагонали, разогнуть

Базовая форма «рыба» То же самое с противоположного угла Согнуть по ненамеченной диагонали

Базовая форма «рыба» Складывать по линиям. Базовая форма «рыба»

Базовая форма «катамаран» Наметить диагонали Наметить середины сторон

Базовая форма «катамаран» Каждый угол согнуть к центру, разогнуть К центру согнуть стороны

Базовая форма «катамаран» Складки «долиной» Каждый угол вытягивается изнутри

Базовая форма «катамаран» Базовая форма «катамаран»

Базовая форма «лягушка» Базовая форма «квадрат» Наметить линии с каждой стороны путем отворота влево к центру

Базовая форма «лягушка» расплющить Верхние боковые стороны уложить к середине, нижняя складка «долиной»

Базовая форма «лягушка» То же со всех сторон

Базовая форма «птица» Согнуть по диагонали складка «долина»

Базовая форма «птица» Верхний слой отогнуть «горой» Перевернуть

Базовая форма «птица» Сгиб «долиной» вправо Влево «горой»

Базовая форма «птица» Все углы к центру Отогнуть верхний слой на себя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная форма работы с детьми в образовательном процессе. Работа с бумагой по типу ОРИГАМИ.

Интегрированная образовательная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста - Оригами. Конспект занимательной деятельности с детьми включает в себя все образовательные области. Дети вовлечены...

Базовые формы оригами

Освоив базовые формы, вы с успехом сможете складывать не только классические модели, но и свои собственные....

Обучение базовым основам программирования детей дошкольного возраста в игровой форме.

Непосредственное знакомство современного ребенка с компьютером начинается уже с дошкольного возраста. Плюсам и минусам этого раннего взаимодействия посвящено достаточное большое количество статей. В л...

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр внешкольной работы

Новоургальского городского поселения

Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края

План-конспект

занятия по оригами:
«Базовые формы оригами»

Составила:

педагог дополнительного образования

Лексау Людмила Михайловна

п. Новый Ургал

2017 – 2018 учебный год

Тема: «Базовые формы оригами».

Цель: Поддерживать устойчивый интерес к «Оригами».

Задачи:

    Познакомить детей с базовыми формами, которые лежат в основе любой поделки.

    Учить складывать базовые формы, что позволит ребёнку быстрее сориентироваться в разнообразии моделей оригами и усвоить приёмы их конструирования.

    Научить детей в точном соединении углов и сторон квадрата.

    Воспитывать интерес к искусству оригами.

Материал: наглядный материал по базовым формам оригами: «Треугольник», «Книжка», «Дверь»; образцы изделий; 6 квадратов белой бумаги на каждого ребенка.

Ход занятия:

    Оргмомент.

Ребята, Дракончик приглашает вас в путешествие по своей бумажной стране, чтобы узнать много нового и интересного! Ну что отправляемся в путешествие?

Ну, а ещё для путешествия Дракончик, правитель бумажной страны, прислал нам волшебный кубик, который поможет нам!

Начнём! (педагог бросает кубик так, чтобы выпал треугольник).

2. Знакомство с новым материалом.

    Ой, смотрите, куда мы попали? С какой геометрической фигурой можно сравнить этот город?

Педагог показывает различные поделки, выполненные на основе базовой формы «Треугольник» (парусник, рыбка, тюльпан и другие).

Правильно, это город «Треугольник». Все города в стране обозначают базовые формы. Базовая форма – это заготовка поделки. Вот и город так называется, потому что в этом городе все жители сделаны на основе вот такой заготовки (Педагог демонстрирует детям базовую форму «Треугольник», дети повторяют за ним, прикрепляет её к доске), она называется базовая форма «Треугольник». Выучим стихотворение про треугольник.

Я сложу квадратный лист по диагонали.

Что же это? Треугольник! Сразу все узнали.

А теперь, сделайте базовую форму «Треугольник» самостоятельно. При проглаживании сгибов пальчики превращаются в утюжки, которые сильно прижимают бумагу. (Дети выполняют задание). Педагог еще раз закрепляет с детьми название базовой формы «Треугольник».

Мы с вами попали в город, который называется …

Давайте отгадаем как: Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшитая,

Не человек, а рассказывает. (КНИГА).

Мы с вами попали в город «Книжка». В этом городе всё сделано на основе базовой формы «Книжка». (Педагог демонстрирует базовую форму и прикрепляет ее к доске). Я думаю, и вы умеете сложить из квадрата вот такую «книжку», давайте попробуем?! Согните свои квадраты пополам, совмещая две противоположные стороны.

Как называется эта базовая форма? А теперь самостоятельно сделайте её.


Я квадратный лист бумаги пополам сложу.
Тоненькую книжечку я листать смогу.

    Вот и в этом городе мы тоже чему-то научились, отправляемся дальше! (Педагог бросает кубик, так, чтобы выпал рисунок двери и показывает поделки, в основе которых лежит базовая форма «Дверь» (гриб, поросенок, лодка, тюлень и другие).

А это город, который называется «Дверь». В этом городе всё сделано на основе базовой формы «Дверь» (Педагог демонстрирует базовую форму и помещает ее на доску).

Чтобы сложить базовую форму «дверь», для этого возьмём наши «книжечки» и раскроем их, что вы там увидели? (линию сгиба)

А теперь опустите боковые стороны к линии сгиба, посмотрите, какая у нас получилась «дверь»!

Дети еще раз самостоятельно выполняют эту базовую форму.


«Дверь» сложить не так уж сложно:
Створки открывать в ней можно.

    Физминутка

4. Закрепление изученного.

А сейчас мы с вами выполним поделки, в основу которых входят эти базовые формы.

Посмотрите на эту карту. Сейчас я вам расскажу, как по этой пооперационной карте сделать мордочку зайчика.

Педагог показывает пооперационную карту «Зайчик».

1. Нужно сложить квадрат по диагонали. Получился треугольник

2. Затем нужно загнуть нижнюю сторону заготовки немного вверх.

3.Правую и левую стороны нужно загнуть вверх к центральной линии.

4. Перевернуть заготовку и заправить верхний уголок внутрь.

5. Затем рисуем мордочку у зайчика. Вот и получился зайчик.

А теперь, дети, давайте поиграем. Разделитесь на две команды.

Одна команда попробует рассказать, как надо правильно сконструировать мордочку котика. А другая – мордочку собачки.

Дети стоят вокруг стола, карту передают по кругу, и каждый показывает и проговаривает, как нужно конструировать. Если дети затрудняются, педагог помогает им.

Молодцы. Все ребята справились с заданием.

5. Подведение итогов.

Бумажная страна очень большая, здесь вы ещё найдёте такие города – базовые формы как «Блин», «Воздушный змей», «Двойной треугольник» и «Двойной квадрат», но с ними вы познакомитесь позже.

- К сожалению, наше путешествие подходит к концу, но дракончик надеется, что вы не раз ещё посетите бумажную страну ОРИГАМИ.

Скажите, а вам понравилось путешествие?

Какие базовые формы вы научились сегодня делать?

Что интересного было на занятии?

Мне очень понравилось, как вы сегодня все работали. Спасибо всем за работу.