Как научить ребенка читать быстро? Техника скорочтения. Как научить ребенка читать: правильные и быстрые способы

Умение читать – одно из основных, так необходимых в школе. Вместе с тем, это один из самых сложных процессов для овладения детьми, ведь приходится задействовать не только зрение, но и память, воображение, слух. Кроме того, человек должен читать ничуть не медленней, чем говорит. Можно ли научить ребенка беглому чтению?

Давайте разберемся, возможно ли это.

Скорость чтения у ребенка

У малышей, которые читают медленно, могут возникнуть трудности в школе. Много времени будет занимать прочтение условий задачи, текстов, упражнений. Дети с хорошей техникой чтения могут уже приступить к выполнению задания, в то время как ваше чадо только осилит первое предложение. Оптимальным количеством слов в минуту для школьника считается цифра 120-150. С таким темпом чтения ребенок вполне спокойно может усваивать школьный материал.

Все ли дети могут освоить скорочтение?

Иногда ребенок не может запоминать и концентрировать внимание. Дочитывая предложение, он с трудом может сказать, с чего оно начиналось. В таких случаях тренировка памяти и техники чтения просто необходимы, более того, они должны быть систематическими.

У малыша может быть снижен объем оперативного поля зрения, когда он не в силах охватить зрением все слово, а может сконцентрироваться лишь на двух-трех буквах или слогах. Возможными препятствиями к овладению техникой быстрого чтения также могут стать низкий словарный запас, плохо развитый артикуляционный аппарат, литература, не подходящая по возрасту и регрессия – автоматическое чтение слов по два раза.

Методики и техники скорочтения для детей

Существуют специально разработанные методики, включающие в себя ряд упражнений и советов для ускорения темпов чтения и тренировки речевого аппарата.

  1. С самого раннего периода начинайте читать с ребенком. Читая ему сказку, сошлитесь на усталость, и попросите продолжить. Затем сделайте вид, будто не поняли всего прочитанного, и попросите пересказать ту часть, которую только что озвучил ребенок. Объясняйте малышу незнакомые слова из текста, обсудите прочитанный материал.
  2. Пускай чтение станет своеобразным ритуалом в вашем доме. Пишите для ребенка расписание, списки покупок и все что угодно, что он сможет прочитать.
  3. Используйте диафильмы. Чтение под яркие картинки способствует развитию навыков быстрого чтения.
  4. Учите малыша параллельному чтению. Мама или папа читают текст вслух, а ребенок водит пальцем по тексту(для этого вам необходимо взять две одинаковые книги). Темпы чтения должны постепенно увеличиваться, следите за тем, чтоб ребенок успевал за вами. Во время чтения меняйте темп, выделяйте логическими ударениями диалоги, интересуйтесь у малыша, заметил ли он перемены в темпе.
  5. Проверьте, сколько слов ваш ребенок сможет прочитать за минуту. Затем попросите его повторить то же самое, только быстрее. Не стоит повторять подобное упражнение более трех раз к ряду.
  6. Учите ребенка читать про себя.
  7. Обращайте внимание на ударения в словах – если ребенок не видит разницы между словом замок и замок он может не уловить суть предложения.
  8. У ребенка могут вызывать трудности слова, где встречается подряд несколько согласных. Выписывайте такие слова для малыша на листочек, и просите время от времени их прочитывать.
  9. Забавное упражнение. Нужно читать про себя и жужжать вслух. Полезное для развития навыков быстрого чтения.
  10. Развивайте внимательность: предложите ребенку ряд гласных букв, а в середине пускай будет одна согласная. Попросите его определить лишнюю букву.
  11. Предложите ребенку список, в котором слова будут отличаться друг от друга всего одной буквой. Попросите найти отличия.
  12. Учите скороговорки.
  13. Развивайте смысловую догадку. Напишите текст, с пропущенными словами, слогами или буквами. Попросите ребенка заполнить пропуски.
  14. Читайте с закладкой. Не просто водите ею под строчкой, а закрывайте прочитанное слово, во избежание регрессии.
  15. Вы с ребенком читаете одновременно текст, только кто-то должен запаздывать на 2-3 слова. Главное не сбиться.
  16. Чтение на максимальной скорости с плотно сжатыми зубами и губами. Проводите такое упражнение перед началом чтением вслух.
  17. Читайте под звуковое сопровождение.
  18. Попросите ребенка читать текст, и одновременно простукивать карандашом предварительно заученный ритм.
  19. Устраивайте в семье игры в буквы и слова.
  20. Малыш делает глубокий вдох, а на выдохе прочитывает 15 согласных.
  21. Складывайте слова из отдельных слогов. Используйте карточки.
  22. Необходимо читать текст с выражением.
  23. Почитайте текст в ролях.

Надеемся, эти простые советы помогут развить вашему ребенку навыки быстрого чтения.

Чтение ребёнок должен освоить ещё до того, как пойдёт в первый класс. Ведь читающий ученик имеет гораздо меньше трудностей с обучением в целом. Информацию о том, как научить вашего ребёнка читать бегло, вы найдёте в данной статье.

Обучение чтению - главная задача в 1 классе

Техника чтения

В 7 лет ребёнок впервые идёт в школу. В начальных классах на уроках чтения особое внимание уделяется проверке техники чтения. Ученик должен выразительно и без ошибок читать не менее 30 слов в минуту, правильно ставить ударения, понимать читаемый текст и пересказывать его.


Что такое техника чтения у детей

Причины медленной скорости чтения

  • Слабая оперативная память, когда ребёнок через 3-4 слова забывает прочитанное и поэтому не может уловить суть предложения.
  • Слабая концентрация внимания и отсутствие усидчивости.
  • Мало практики. Здесь всё просто: читаем больше – читаем лучше.
  • Низкий объем оперативного поля зрения. Расширить его можно при помощи таблиц Шульте (читайте ниже).
  • Отсутствие заинтересованности к чтению.

Многие родители сталкиваются с вопросом, как научить ребёнка любить книги - и не находят однозначного ответа. Присмотритесь к своему чаду. Кто, как ни мама с папой смогут определить, что в действительности сможет пробудить тягу к знаниям и литературе у ребёнка?


Совместное чтение - лучший способ привить любовь
  • Ограниченный словарный запас. Заниматься с ребёнком нужно не тогда, когда уже начались проблемы, а значительно раньше – с самого раннего возраста. Общайтесь с малышом на всевозможные темы, терпеливо отвечайте на все его вопросы, рассказывайте увлечённо, постепенно добавляя в лексикон малыша всё новые слова.
  • Наличие регрессии, когда маленькие глазки постоянно норовят вернуться к уже прочитанному слову.
  • Неразвитость артикуляционного аппарата, плохая дикция. Правильное произношение всех звуков должно быть выработано до того, как вы начнёте усиленно работать над скорочтением.
  • Дислексия – серьёзное, но вполне поправимое нарушение. У ребёнка теряются способности к овладению навыками чтения, но при этом общая способность к обучению сохраняется. В данном случае правильнее всего обратиться к квалифицированным специалистам – дефектологу и логопеду.

Причины дислексии - нарушения чтения

Как научить своего ребёнка в 1 классе бегло читать? Решение данной проблемы зависит от того, что именно является главной причиной низкой скорости чтения.


Надо ли научить ребенка читать до школы

Если после первой проверки техники чтения в школе оказалось, что ваш ребёнок читает недостаточно бегло, запаситесь терпением и настойчивостью. И прежде чем перейти к конкретным упражнениям для улучшения скорости чтения, примите несколько советов:

  1. Совет №1. Занятия должны быть регулярными. Вы не получите достойного результата, если будете уделять время для чтения с ребёнком лишь от случая к случаю. Не прекращайте заниматься и в каникулы, даже когда закончится учебный год.
  2. Совет №2. Важно иметь правильный настрой. Как научить ребёнка любить читать, если родители сами относятся к данному занятию пренебрежительно? Воспринимайте чтение как нечто очень увлекательное, тогда ребёнок охотно будет заниматься.
  3. Совет №3. Постарайтесь подбирать литературу с красочными картинками и крупными буквами.
  4. Совет №4. Занятия можно проводить не только дома. Берите с собой книгу в поликлинику, в гости. В летний период выходите читать в парк – получите двойную пользу.
  5. Совет №5. Обязательно учитывайте характер ребёнка. Гораздо сложнее заинтересовать книгой непоседу. Он будет чаще отвлекаться, но ругать ребёнка за это не следует. Делайте более большие перерывы между занятиями, а также проявляйте фантазию. Научить ребёнка читать можно и в игровой форме.
  6. Совет №6. Прежде чем начать занятие, продумайте его тщательным образом, изучите материал. Предлагайте ребёнку только те книги, содержание которых вы достаточно изучили.
  7. Совет №7. Обращайте внимание не только на скорость чтения, но и на то, понимает ли ребёнок смысл текста. Попросите его объяснить прочитанный материал, подсказывайте, подталкивайте к нужной мысли.
  8. Совет №8. Чтобы научить читать вашего ребёнка увлечённо, с интересом, подходите к процессу обучения творчески: разыгрывайте сценки по произведениям, рисуйте любимых персонажей, придумывайте разные варианты финала.

О пользе семейного чтения

Выполняя данные советы вы легко сможете приучить ребёнка к книге и улучшить его технику чтения. Выберите один или несколько вариантов занятий, которые предложены ниже.

Занятия

Чтение любимой игрушке. Во время занятия посадите рядом с ребёнком его любимую куклу, игрушку и предложите развлечь интересной книгой. Также малыш может прочитать сказки на ночь плюшевому мишке или зайцу. В роли учителя или родителя дети чувствуют себя увереннее, важнее, поэтому и чтение даётся легче.


Чтение игрушкам - увлекательная игра

Рациональность. Маленьким детям с трудом даются длинные тексты, даже если они весьма увлекательны. Поэтому, чтобы не спровоцировать утомляемость от чтения и не отбить желание напрочь, подберите несколько коротких, но интересных рассказов.

Интрига перед сном. Предложите ребёнку немного почитать перед сном. Отметьте место в книге, до которого он должен дочитать. Выберите интригующий момент в сюжете. Но чтобы сон ребёнка был спокойным, не предлагайте ему книги о монстрах, привидениях и ведьмах.


Нельзя наказывать за не успехи в чтении

Скороговорки. При помощи скороговорок тренируется речевой аппарат. Это весьма полезное занятие даже для тех деток, которые давным-давно умеют произносить все звуки.

Закладка. Эта полезная вещица предназначена не только для того, чтобы отмечать страницу, на которой вы остановились читать. Логопеды также советуют использовать её и для борьбы с так называемой регрессией (когда ребёнок «оглядывается» на уже прочитанное). Как только слово будет прочитано, просто закрывайте его закладкой. Со временем такая привычка у ребёнка исчезнет, скорость чтения увеличится.

Театр и кино. По многим литературным произведениям сняты великолепные фильмы и поставлены спектакли. После того, как ребёнок прочитает книгу, предложите ему посмотреть ещё и представление в театре и сравнить, такими ли он представлял себе главных героев. Также можно поступить и наоборот: сначала сходить в кино или на спектакль, а затем вместе прочесть книгу. Так ваш ребёнок будет не только научаться читать, но и грамотно и красиво излагать свои мысли.


Таблицы Шульте для скорочтения

Таблица Шульте

Выше уже было сказано, что такая таблица помогает расширить объём поля оперативного зрения, научиться хорошо читать. Выглядит она как квадрат, который расчерчен на 25-30 ячеек равного размера. В данные ячейки произвольно вписываются цифры (или буквы). Задача ребёнка – найти все цифры по порядку как можно быстрее.

Вы прочитали статью о том, как научить ребёнка быстро читать. Но помните: какой бы вариант занятий вы ни выбрали, самое главное, что должны понимать родители – привить у детей любовь к книгам можно только собственным примером. Читайте сами, обсуждайте интересные книги за семейным ужином, посещайте всей семьёй библиотеку, и ваш ребёнок не просто научится бегло читать, но и будет делать это с удовольствием.

Похожие материалы

Предупредить отставание помогут несложные упражнения. Главное: настойчивость, совместные занятия, помощь логопеда, правильная организация мини-уроков. И, конечно, личный пример. В семьях, где родители любят читать, проще привить уважение к литературе.

Проблемы с литературой у первоклассников

Вчерашний малыш гордо носит школьную форму. Игры отошли на второй план, теперь учёба стала важнее. Но школьники всё равно остаются детьми, не терпят скуки и монотонности.

Чтение – несомненно, интересное занятие. Почему же некоторые первоклашки к концу учебного года разочаровываются, отказываются читать не только дополнительную литературу, но и то, что задают учителя?

Причин несколько:

  • невнимание родителей к развитию речи;
  • логопедические проблемы;
  • отсутствие у членов семьи культуры чтения;
  • застенчивость, излишняя скромность, боязнь задать вопрос учителю;
  • дислексия – проблемы с чтением;
  • упрямство, нежелание учиться;
  • неправильный подход к обучению;
  • неинтересная подача материала.

У многих хромает техника чтения, что тянет за собой «целый воз» проблем:

  • сложность с восприятием новых тем по другим предметам. Первоклассник плохо понимает непонятные термины;
  • при долгом чтении фразы ребёнок часто не может связать воедино начало и конец предложения;
  • отставание от коллектива. Большинство учеников уже прочитали задание, начали работать, а некоторые детки всё ещё пытаются понять, что же им делать;
  • неуверенность в своих силах, нередко, насмешки одноклассников, хвастающихся высокой техникой чтения;
  • к сожалению, бывает и такая ситуация. Первоклассника ранят замечания учителя, называющего медлительного ученика «копушей», другими обидными словами.

Совет! Не отчаивайтесь, если дочка или сын относятся к категории медленно читающих детей. Ваша настойчивость, знание маленьких секретов и хитростей поможет исправить положение. Если вы уделяли недостаточно внимания развитию речи, обучению чтению до школы, придётся в первом классе навёрстывать упущенное.

Упражнения для развития техники чтения

Вначале несколько советов родителям:

  • настройтесь на регулярные занятия, верьте в результат, запаситесь терпением;
  • внимательно изучите предложенный материал, подберите несколько упражнений, на которые у вас будет время. Некоторые упражнения несложно выполнить по дороге домой, в транспорте, магазине и так далее;
  • не относитесь к чтению, как к повинности. У вас такой настрой? Сложно заинтересовать первоклашку, если родители отрицают важность литературы;
  • чаще объясняйте малышу, что компьютер, планшет, другие гаджеты – это правильно, современно, но бумажная книга также актуальна. Подберите интересную литературу с яркими картинками, крупными буквами, увлекательными сюжетами;
  • проводите занятия дома, на улице, в поликлинике, на прогулке;
  • учитывайте характер сына или дочки. Непоседе требуется больший перерыв между занятиями, его сложнее заинтересовать, чем усидчивого ребёнка. Приложите фантазию, создайте приятную атмосферу для занятий. Обучение проводите в игровой форме;
  • не сетуйте на недостаток финансов: многие игры «в слова» не требуют ни копейки средств, важно лишь ваше желание.

Совместное обучение

Во время занятий усадите рядом любимую игрушку: с мишкой или куклой читать интереснее. Пусть ребёнок покажет «другу», как он хорошо читает. Предложите развлечь зверюшек, прочитать мишке сказку на ночь. Обычно детки с радостью соглашаются, чувствуют себя покровителями, «родителями», читают с важным видом.

Секретная переписка

Первый вариант:

  • перед уходом из дому объясните, что идёте по делам, но не можете сказать куда, чтобы не нарушились планы;
  • сохранить тайну поможет записка, где вы указываете причину, место нахождения;
  • дети любят секреты, охотно соглашаются поиграть в «спецагентов»;
  • такие записки могут писать другие члены семьи;
  • отличная развивающая игра для мальчиков. Многие девочки также с удовольствием принимают условия.

Второй вариант игры:

  • поиск «клада» в квартире;
  • каждый следующий шаг, направление движения указано в новой записке;
  • пишите не слова или словосочетания, а короткие предложения.

Рациональное чтение

Предложите короткий текст интересной тематики. Задача – предупредить сильную усталость глаз, избавить от понятия «чтение – это повинность».

Материал даётся тяжело? Достаточно 3–4 строки, затем отдых. Не провоцируйте отвращение, упрямство слишком настойчивыми занятиями.

Занятия перед сном

Вспомните наблюдение о том, что хорошо запоминается последнее из прочитанного. Купите интересную книгу, каждый день перед сном давайте первокласснику немного почитать, чтобы сохранилась интрига. История должна быть увлекательной, но без монстров и погонь.

Найди предложение

Полезное упражнение тренирует внимание, развивает восприятие на слух. Возьмите книгу с крупным шрифтом, скажите ребёнку, пусть внимательно слушает вас. Начните читать предложение, остановитесь. Задача ученика – найти прерванную фразу, продолжить дальше.

Меняйтесь ролями: пусть первоклассник побудет учителем, проделает ту же работу.

Скороговорки

Отличное занятие не только для деток, которые учатся выговаривать букву «р». Короткие фразы, забавные четверостишия тренируют речевой аппарат, учат чётко, бегло произносить слова.

Скороговорение чем-то напоминает скороговорки, но быстро, чётко произносить нужно не две-три фразы, а целый текст. Покажите пример, дайте тот же текст первокласснику. Регулярно проговаривая слова в быстром темпе, с максимально чёткой артикуляцией, ребёнок учится бегло читать, развивает речевой аппарат.

Хорошая библиотека

Подберите интересные книги. На полку поставьте познавательную литературу, подходящую по возрасту. Предложите сказки, детские энциклопедии, развивающие игры, рассказы с любимыми героями. Младших школьников заинтересуют панорамные книжки. Выбирайте больше интересных стихов о животных с яркими иллюстрациями.

Обучение между делом

Занятия аналогичны обучению счёту. По дороге домой предложите ребёнку почитать вывески на магазинах, кафе, названия продуктов на ценниках, наименования учреждений.

В поликлинике часто вешают плакаты (информацию по профилактике) с крупными картинками. Дети часто интересуются, что там такое, на большой картинке. Объясните, что он может сам понять смысл, предложите изучить плакат «для взрослых детей». Расскажите по ходу прочтения надписей, что такое микроб, профилактика дизентерии и так далее, доступно раскройте сложные понятия. Двойная польза: чтение и ознакомление с правилами предупреждения многих болезней.

Как выбрать детскую смесь для новорожденных? Посмотрите характеристику статье.

На странице прочтите о симптомах и первых признаках пневмонии у ребенка.

Игра в слова

Эффективное упражнение для развития речи, пополнения словарного запаса, концентрации внимания, улучшения скорости мышления.

Самая простая игра:

  • выберите гласную или согласную букву, например, «к»;
  • подбирайте названия животных, растений, явлений, овощей, имена девочек/мальчиков, начинающиеся с «К».

Города:

  • популярную игру знает не одно поколение;
  • суть: каждое следующее слово начинается на букву, которая стоит на конце предыдущего. Например, Москва – Анкара – Армавир – Ростов и так далее;
  • если ребёнок плохо знает названия населённых пунктов, предложите другую тему, например, животные. Например, кот – тигр – рысь – слон – носорог – гиена и так далее;
  • играть можно до бесконечности, тем достаточно. Игра в слова долго не надоедает, позволяет содержательно провести время в транспорте, поликлинике.

Параллельные упражнения

Ещё одно эффективное упражнение. При регулярных занятиях улучшается память, проходит тренировка концентрации, активизируется восприятие на слух.

Суть метода:

  • у взрослого и ребёнка одинаковые тексты;
  • «учитель» читает фразы в разном темпе, «ученик» следит за словами карандашом или пальцем;
  • взрослый читает текст чётко, громко, первоклассник – про себя;
  • текст не очень длинный, 8–10 коротких предложений;
  • после прочтения взрослый выясняет, заметил ли ребёнок изменение темпа, может ли показать отрывок, где скорость была быстрее/медленнее;
  • поменяйтесь ролями. Пусть первоклассник побудет учителем, выразительно прочитает текст, а взрослый выполнит ту же задачу.

Борьба с регрессией

Иногда быстрому чтению мешают возвратные движения глаз: ученик всё время «оглядывается» на прочитанные фразы, медленнее выговаривает новые слова в следующем предложении. Логопеды предлагают простой способ решения проблемы.

Что делать:

  • предложите ученику закладку или лист бумаги, желательно плотной;
  • ребёнок читает, взрослый сразу закрывает прочитанное слово;
  • получается, что видны только новые предложения;
  • постепенно детки перестают смотреть на предыдущую фразу, увеличивается скорость чтения.

Устранение логопедических проблем

К школе ребёнок должен правильно произносить все звуки. Если у первоклассника до сих пор неверное произношение, непременно посещайте логопеда, исправляйте огрехи. Без чёткого произношения всех букв сложно составить правильные слова.

Нередко над учеником, плохо выговаривающим «р», «теряющим» часть слова или окончания, смеются одноклассники. Первоклассник боится ответов на школьных занятиях, опасается насмешек. Со временем нежелание читать вслух отрицательно скажется на скорости чтения. Задача родителей – поддержать сына или дочку, подбодрить, поговорить с логопедом, подобрать комплекс эффективных упражнений.

Не отчаивайтесь, если ребёнок пока не может бегло прочесть предложение. Некоторые детки читают медленнее, но более вдумчиво. Возможно, литература не его конёк: сделайте упор на любимый предмет, но чтение всё равно не запускайте.

Регулярно занимайтесь сыном или дочкой, придумывайте интересные игры для развития речи, подавайте личный пример. Чем чаще у вас в руках будет книга или журнал, тем скорее ребёнка заинтересует полезное занятие. Ещё раз изучите советы, подумайте, все ли приёмы вы использовали, чтобы научить первоклассника быстрому чтению.

Далее видео о том, как развить технику чтения у детей методом «стихотворения»:

Организация: ГБОУ ЛНР ССОШ I-III ст. № 28

Населенный пункт: ЛНР, г. Стаханов

Аннотация

Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. Система работы учителя построена на реализации законов психики, стимулировании интереса к чтению. Чтобы сформировать интерес к чтению, Самохина Светлана Николаевна использует игровые моменты, создает на уроке игровые проблемные ситуации. По ее мнению, игры в школе – прежде всего обучающие. Они должны приковать неустойчивое внимание ребенка к материалу урока, дать новые знания, заставить его напряженно мыслить. Воспитательная сторона игры требует от детей сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости. Развивает у них воображение, умение быстро находить правильное решение и, что очень важно, воспитывает чувство коллективизма. На этапе урока «подготовка к чтению» использует различные игровые упражнения, веселые и занимательные стихотворения, чтение загадок, пословиц и поговорок, считалок, чистоговорок. Используя такие задания, учитель закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует развитию голосового аппарата, темпа речи. Все это, полагает она, очень полезно для детей, так как возбуждает у них любознательность, интерес и любовь к языку, развивает языковое чутье, способствует активной работе каждого ученика на уроке и эффективному совершенствованию сознательного, беглого и правильного чтения.

«Чтение – это окошко, через которое

дети видят мир и узнают мир и самих себя.»

В. Сухомлинский

Одним из самых главных факторов, влияющих на успеваемость младшего школьника является темп чтения: чем он выше, тем лучше успехи. Какой учитель не хочет, чтобы его дети читали осознанно и быстро? Научить читать детей, применяя определенную методику – цель вполне реальная и достижимая.

Коммуникативная деятельность не может быть полноценной без овладения навыком чтения. Поэтому главным в организации работы на уроке литературного чтения есть чтение и развитие техники чтения.

Актуальность проблемы формирования и развития техники чтения очевидна, потому что овладеть техникой чтения должен каждый ученик, несмотря на его природные задатки, желания, способности.

В своей статье хочу рассмотреть причину возникновения трудностей в освоении навыков чтения первоклассниками;

рассказать молодым коллегам – учителям начальных классов, воспитателям ГПД, студентам специальности «Начальное обучение», родителям, как организовать и активизировать работу на уроке, вовлечь каждого ученика в учебный процесс, поддержать интерес к чтению у младшего школьника;

показать эффективные методы и приемы обучения, направленные на развитие техники чтения и логического мышления из личного опыта работы.

С раннего возраста ребенок знакомится с книгой. Он с удовольствием слушает, повторяет, пересказывает, заучивает наизусть стихотворения, сказки, которые читают им родители. Дети с интересом рассматривают рисунки в книге, называют сказочных героев, узнают лексическое значение новых слов. Они дружат с книгой, но когда начинают читать сами, у них возникают трудности. Почему так?

Во – первых, дети приходят в школу с неодинаковой подготовкой, более того, возможности к обучению у них разные.

Во – вторых, индивидуальные психологические, физиологические особенности влияют на развитие технического процесса чтения. Потому что в нем принимают участие зрение, мышление, произношение, восприятие, память, представление, слуховые и звуковые анализаторы. На скорость чтения влияют такие факторы: уровень развития речевого аппарата (язык, губы, зубы), умение артикулировать, постановка дыхания, характер теста.

Следовательно, учитель во время всего букварного периода обучения должен обращать внимание на правильную артикуляцию звуков, сходство и различие в их произношении.

Как сформировать у школьников интерес к чтению? Именно в этом вопросе отдаю предпочтение игре. Игра – самая простая и привлекательная деятельность. Поэтому игровые формы на уроке это самый оптимальный путь привлечь ребенка к обучению. Они делают урок не только продуктивным и результативным, но и интересным.

Например: в букварный период провожу такие дидактические игры; тренировочные упражнения.

Игры

1. «Буквы знакомятся» (использую разные варианты этой игры; слоговые таблицы).

Таблица 1.

а – а – а – ааа

о – о – о – ооо

у – у – у – ууу

э – э – э – эээ

Таблица 2.

ао – оа – аи – иа – ои

ио – ао – ои – уа – ау

ыа – аы – уы – ыу – оу

иэ – эи – уэ – ыэ

Таблица 3.

О. О! О?

А. А! А?

Таблица 4.

оиэя – аоея – иыэо

яоою – аюоё – ёияо

Таблица 5.

А о у и е ы

н на ну не

в ва во ви ве

м ма мо му ми мы

т то ту ти те ты

к ка ко ке кы

Таблица 6.

эро эре еро сто сте сти сно

фро сне иче сте тхе тле тро

фри тща тще фнё фли шво шни

В таблицах 5 и 6 дети самостоятельно : читают слоги, составляют недостающие из пропущенных «засекреченных» слогов новые слова: ноты, кино. Коллективно : читают слоги по горизонтали, по вертикали.

  • 7.

А о у ы я

мн мна мну мны мня

вл вла влу влы вля

кв ква квы квя

вн вна вну вны

дм дма дму дмя

Таблица 8.

б к т р в м н ф д с

н к с т б л н д р ш

Таблицы 7 и 8 учат самостоятельно : четко произносить слоги (в медленном темпе, шепотом, с нарастающим темпом). Коллективное чтение: выборочное чтение, прочитать слоги (с мягкими согласными по вертикали, с мягкими согласными по горизонтали).

Таблица 9.

рп нг нл вб мс кф

ст кн гр бк нг зд

В Таблице 9 выбрать строчку или столбик, прибавить к буквам гласные (е, е, а, у, ы). Читать слоги, четко проговаривая звуки.

2. «Образуй слова» (дети выставляют из наборного полотна выученные буквы, учитель предлагает из них составить слова. Слова читаются в заданном темпе. Сильным ученикам предлагается прочесть наизусть).

3. «Шишка упала» (учитель имитирует падение шишки, проводя ее по стволу дерева. Учащиеся читают прямые и обратные слоги).

4. «Слоговое лото» (переставь слоги и составь с ними слова. Прочитать шепотом вслух, быстро).

ле ву то не

бо ша

ши ма ка

5. «Буква потерялась» (учитель предлагает вставить букву в слова. Прочитать шепотом, вслух, быстро).

И ан, сли а, о а, орота,

орона, тык а, тра а

6. «Солнечные лучики» (образуй слова с помощью стрелок – лучиков).

ска со

нос но

оч ки рка

конь кус

пор пот

си к

с то ло

пус чка

паль

7. «Ночь» (учитель называет отдельно каждый звук, учащиеся соединяют их в слова).

[з, у, б], [т’, э, н’], [д, о, м]

[т’, и, г, р], [к, о, л’, э, с, о]

8. «Веселые рифмы» (учитель предлагает детям придумать созвучные слова).

Карандаш – гуляш – гуашь – шалаш – пейзаж.

Багаж – монтаж – гараж – этаж

9. «Пирамиды» (работа в парах. Один ученик шепотом читает, другой следит за тем, чтобы его глаза двигались вниз).

Х А

Х О

Х И

ХВ А

ХВ И

ХВ Ы

10. «Прочти лесенки» (способствует развитию угла зрения).

Га

Газ

Град

Город

Глобус

Граница

Ива

Игра

Искра

Иголка

Игрушка

Мыло

Весло

Крыло

Одеяло

Точило

Зеркало

Зебры Рыбка Аист Такси

кобры лапка куст насос

бобры бабка танк салат

зубры

Сук Бинт Мороз Сорт

жук горб завод борт

лук зубр вход торт

город порт

Рис Приз Бок – Бык

сук стук куб – клуб

мак вкус жир – жар

рак мрак коза – лоза

кот крот зубы – губы

зал залп речка – печка

рис приз порт – спорт

тук стук раб – краб

С таблицами разных видов следует работать систематически. Темп выполнения упражнений становится со временем все быстрее. Чтобы дети не затруднялись в скорости чтения, учителю следует самопроизвольно регулировать динамические паузы дыхания. В букварный период рекомендую работать над чистоговорками, скороговорками.

Например: Кошка Крошка на окошке,

Кашку кушала по крошке.

2. Самостоятельное чтение: в заданном темпе бегло, быстро, четко произнося каждое слово.

3. Работа в парах: прочесть текст в быстром темпе, не останавливаясь своему соседу, закрой текст и расскажи его по памяти.

Таким образом организацию работы по изучению звуко – букв и введению их в слова и текст можно представить в виде таблицы.

1. Выделение звука из речевого потока.

1. Какой звук вы слышите в начале, в середине, в конце таких слов: ключ, кот, кит, кресло, коса, коньки.

2. Произношение звука (громче, тише, медленно, быстро, несколько раз).

2. Произнесем вместе звук [к]. Постараемся произнести громче, тише.

3. Проведем исследования, как мы произносим этот звук?

Произносим с препятствиями или свободно? (с препятствиями (нёбо)) это значит что звук [к] – согласный.

Произнесите слова «кит, кот». Выделите первый звук в слове «кит», первый звук в слове «кот» ([к’], [к]). Одинаково ли они произносятся? (по – разному). Значит в русском языке есть звук [к] и [к’].

4. Заучивание наизусть характеристики звука.

4. Выводы: звук [к] – согласный, глухой, твердый, бывает мягкий [к’].

5. Кодирование звука буквой.

5. Чтение буквы на наборном полотне или доске. 10 печатных букв «К» дети хором читают их медленно, потом быстро.

6. Чтение новой буквы в таблице изученных букв.

6. Чтение буквы «К» среди ранее изученных.

К, а, в, к, о, к, и, н, к, с, к. (читают быстро).

7. Чтение слогов с новой буквой.

7. Чтение:

Ка, ко, ку, ки, ке (медленно, вразнобой, очень быстро).

8. Чтение слогов типа:

Соед + согл = кар

Согл + соед = кра

Согл + согл + соед = пска

8. Чтение слогов

Ком, кур, кев, куст

Нки, бка, ткы, скот

9. Чтение слов.

9. Как, кот, кто, так, танк, кони, окно, нитка, коты, утка, каток.

10. Чтение предложений.

10. Чтение предложений. Лексическое значение слов. Выделение главной мысли. Чтение с разной интонацией. Работа в парах. Чтение по памяти.

11. Чтение текста.

11. Чтение связного текста. Разбор сложных по произношению слов, чтение их отдельно. Показательное чтение учителем или хорошо читающими детьми и только тогда цепочкой, выборочно. Читать четко, быстро.

Подобные задания заинтересовывают детей, способствуют активной работе на уроке.

Во 2- 4 классах задания усложняются.

Подводя итоги сказанному по теме «Учим первоклассника читать бегло и правильно», хочу отметить, что каждый урок литературного чтения ставит перед учителем задачу – использовать весь потенциал каждого учащегося.

Было бы хорошо, если бы каждый ученик на протяжении всего урока был занят конкретным посильным заданием, благодаря которому можно поддержать и заинтересованность детей к обучению, формировать правильное отношение к окружающему миру.

Надеюсь, что мой педагогический опыт поможет вам в вашей дальнейшей работе. Успехов в творческой деятельности, уважаемые коллеги!

Список литературы

Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М.: Просвещение, 1991

Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание.- М.: Просвещение, 1971

Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. М.: Лайда, 1994

Эдигей В.Б. Новое чтение//Начальная школа.-2000.-№ 9

Валерій Едігей. Вчися читати, малюк! : Як підвищити техніку читання і розвинути мислення дитини: (практ.посіб.) /. – Москва: Гранд, 1993 . – 254 с. : іл. – На укр. яз.

Элькинин Д.Б. Как учить детей читать. М.: Просвещение, 1976


Данная статья предназначена для лиц старше 18 лет

А вам уже исполнилось 18?

Чтение в дошкольном возрасте

Читать на русском или английском языке ребенок учится еще в период дошкольной подготовки. Коллективные занятия проводятся в виде игр, подвижных и логических, но не всегда они дают желаемый эффект. Как же помочь ребенку, если его уровень чтения не соответствует общим нормам или просто перестал расти?

https://1000sovetov.ru/uploads/images/xVvHDIIwpX8zN6TNvdcHFncYplpUfsFT1.jpg.pagespeed.ic.kAHG2bEdV2.jpg" alt=" data-mce-src=">

Также не следует забывать, что в школьной программе ребенку для прочтения дается большое количество материала. В связи с объемным списком изучаемой литературы и выполняемых заданий, он может просто устать и потерять интерес к обучению. В данной ситуации следует предложить свою помощь и постараться помочь ребенку в изучении важной информации.

Как научить ребенка быстро и правильно читать в младшей школе?

Читать быстро и правильно — не одно и то же. Если ребенку легко дался переход от слогов к быстрому чтению, это еще не гарантирует усвоение информации. Для того, чтобы научить ребенка еще и хорошо воспроизводить пройденный материал, следует выполнять простые и эффективные упражнения для развития своего чада.

Список упражнений, рекомендуемый ведущими мировыми педагогами, пополняется ежегодно. Выбор любого из них должен базироваться на уже достигнутых результатах ребенка или же способствовать достижению определенного уровня чтения и понимания материала.

DIV_ADBLOCK915">

Что рекомендуют специалисты? Если скорость чтения ребенка достигла вышеназванного минимума, то пора научить его читать его быстро и правильно. Начинать уделять внимание этому вопросу желательно не позднее 2 класса, чтобы ребенок эффективно мог усвоить большое количество новых знаний.

Эффективными упражнениями для второклассника станут прочтение предложений наоборот (игра с вреднючкой) или их деформация, игра в «вершки и корешки», использование карточек. Первым шагом к правильному чтению могут стать занятия по прочтению предложений наоборот, то есть с конца. У ребенка это вызовет настоящий интерес к несуразице, которая будет получаться в итоге. Т

от же эффект будет достигнут, если вы поменяете слова в предложении местами и предложите школьнику собрать их в правильной последовательности. Что это даст ребенку? Люди старшего возраста читают и запоминают быстро, потому что угадывают окончания слов, додумывают суть предложений. Названые упражнения помогут вашему малышу овладеть этой же способностью и увеличить скорость мышления.

Игра в «вершки и корешки» еще более эффективна, она подойдет для детей младшей школы в любом возрасте, но рекомендуют ее чаще для детей, которые уже пошли в 3-4 класс. Выполнить упражнение можно с помощью обычной линейки и любимой книги (можно учебной). Закройте верхнюю или нижнюю половину слова, чтобы ребенок попытался его угадать. Если с первого раза сделать это сложно, то ненадолго покажите текст малышу и только потом закройте часть слова. Для первоклассника такое задание выполнить тяжело, но дети от 8 лет нередко выполняют его с большим интересом.

c"> Методика чтения по слогам и переход к целым словам

Если научиться быстро и правильно читать не получается из-за перехода от слогов к целым словам, то для решения этой проблемы существует специальная методика. Известный педагог, профессор И.Т. Федоренко и его коллеги предлагают рекомендации и упражнения, которые помогут малышу научиться читать целые слова. Основным условием их эффективности является регулярность и посильность, то есть родителям нужно ежедневно уделять внимание чтению около часа, не перегружая ребенка большими объемами работы.

Быстро улучшить технику чтения помогут такие рекомендации:

  • поддерживайте постоянный интерес ребенка к чтению с помощью соревнований, турниров, призов и интересных ему игр. Призом ни в коем случае не должны быть деньги, это может быть приготовление любимого блюда, поход в кино или другое общее занятие;
  • делайте все вместе. Алгоритм этой рекомендации прост: читайте наперегонки, если ребенок устал — замените его на время, старайтесь вместе с ним сопереживать персонажам, проявляйте интерес к его мыслям. В данном случае ребёнок должен чувствовать, что ваша цель — это не повышение его успеваемости, а желание узнавать, как можно больше нового вместе;
  • в зависимости от интересов ребенка можно использовать такие техники (можно научиться дома по бесплатным видео) как скороговорки, ритмическое чтение, напевание текста из книги и т.д. Если малышу это не интересно, то можно использовать субтитры в мультфильмах, читать комиксы и обмениваться короткими записками.

Помогут перейти от чтения по слогам к быстрому чтению такие упражнения как:

  • чтение волнами, когда один и тот же текст читается под разным наклоном. Сначала ребенок читает небольшой текст в привычном положении, далее можно переворачивать книгу до показателя в 170 градусов. Если ребенку интересно, можно даже попробовать чтение вверх ногами. Со временем он сможет читать целыми словами гораздо быстрее, чем раньше;
  • наращивание слов и чтение в столбик. Родители могут начать наращивать знания ребенка с однокоренных слов по алфавиту. Достаточно взять корень одного слова и добавлять к нему новые приставки и окончания. Слова по мере увеличения нужно располагать в столбик и засекать, как быстро ребенок сможет их читать после нескольких занятий на запоминание;
  • пересказы небольших текстов, рассуждения. Для этого упражнения нужно выбирать небольшие тексты с яркими персонажами. В них должно быть рассказано о проблеме, которая может заинтересовать ребенка. После совместного прочтения нескольких предложений стоит сделать паузу для того, чтобы малыш их пересказал и выразил свое отношение к их содержанию.

Во время чтения с ребенком рекомендуется применять видео-уроки с субтитрами. Это поможет малышу научиться быстро переходить от одного предложения к другому. Подобное видео обучение стоит совмещать по тематикам, например, животный мир, герои из мультфильмов и многое другое.