О совместной работе родственников в бюджетных учреждениях. Труд и близкие родственники: анализ проблемы и споры по ней (Антонов К.) Запрет на работу родственников в подчинении

Запрещается совместная служба на одном и том же государственном или муниципальном предприятии, в учреждении, организации лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери,

а также братья, сестры, родители и дети супругов), если их служба связана

с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

В необходимых случаях исключения из этого правила могут устанавливаться

Советом Министров Российской Федерации. (в ред. Закона Российской Федерации

Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 41, ст. 2254).

Комментарий к статье 20 КЗоТ РФ

§1. Трудовое законодательство ограничивает возможность совместной службы

близких родственников, свойственников только на государственном или муниципальном

предприятии. Такое ограничение может иметь место, если:

1) они по роду своей деятельности относятся только к категории служащих,

т.к. на рабочих и младший обслуживающий персонал эти ограничения не распространяются;

2) они работают на таких должностях, которые именно связаны с непосредственной

подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

§2. Однако законодательством устанавливаются для отдельных категорий

работников изъятия из правила об ограничении совместной службы родственников.

Перечень работников предприятий, учреждений и организаций, в отношении

которых могут допускаться исключения из правила об ограничении совместной

службы родственников, предусмотренного ст. 20 КЗоТ, утв. Постановлением Совета

1972, N 22, ст. 153; 1973, N 11, ст. 51; N 13, ст. 75; 1981, N 29, ст. 186;

САПП, 1993, N 42, ст. 4007).

В данный Перечень включены:

1. Работники, занимающие непосредственно подчиненные или подконтрольные

должности по выборам.

2. Специалисты сельского хозяйства, работающие в совхозах и других государственных

сельскохозяйственных предприятиях и организациях, а также в научно-исследовательских

учреждениях по сельскому хозяйству, расположенных в сельской местности.

3. Работники линейных предприятий железнодорожного транспорта, а также

работники строительно-монтажных и мостостроительных поездов, механизированных

колонн и других передвижных формирований дорожных, строительно-монтажных и

специализированных трестов железных дорог бывшего Министерства путей сообщения,

кроме главных бухгалтеров и кассиров этих предприятий и организаций.


4. Работники эксплуатационных предприятий и организаций.

5. Врачи лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений

здравоохранения.

6. Педагогические работники, преподаватели, библиографы и библиотекари

во всех учебных и воспитательных учреждениях.

7. Артисты, художники и музыканты государственных театров, художественных

коллективов и студий.

8. Работники научных учреждений Академии наук СССР (в настоящее время

Российской Академии наук), находящиеся в районе Крайнего Севера и местностях,

приравненных к районам Крайнего Севера, а также работники некоторых других

учреждений Академии наук СССР (Российской Академии наук).

9. Работники сетевых организаций Главного управления гидрометеорологической

службы при Совете Министров СССР (соответствующего российского органа), а

также работники предприятий и научно-исследовательских учреждений гидрометеорологической

службы, расположенных в населенных пунктах Заполярья, в таежных, высокогорных

и пустынных районах и на островах.

10. Работники полевых геологических экспедиций, партий, отрядов и участков.

11. Работники органов Государственного комитета стандартов Совета Министров

СССР (в настоящее время соответствующего российского органа) на местах, осуществляющие

государственный надзор за стандартами и измерительной техникой.

12. Специалисты лесного и водного хозяйства, работники просвещения, медицинские

работники, работники культурно-просветительных учреждений, работники предприятий

розничной торговли и общественного питания потребительской кооперации, работающие

в сельской местности.

13. Работники дорожных организаций, осуществляющих эксплуатацию автомобильных

дорог общего пользования, кроме главных бухгалтеров и кассиров этих организаций.

14. Работники плавающего состава судов речного флота и работники эксплуатационных

предприятий и организаций речного транспорта (за исключением управлений пароходств)

Министерства речного флота РСФСР, кроме главных бухгалтеров и кассиров этих

предприятий и организаций.

15. Работники строительно-монтажных и мостостроительных поездов, механизированных

колонн и других передвижных специальных строительных формирований Министерства

транспортного строительства соответствующего российского органа, кроме главных

16. Работники строительных, строительно-монтажных и других специализированных

управлений и участков, осуществляющих строительство магистральных трубопроводов

и обустройство нефтяных и газовых месторождений, находящихся в районах Крайнего

Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, кроме главных

бухгалтеров и кассиров этих организаций.

17. Работники прудовых и озерных рыбоводных хозяйств, рыбоводных заводов,

нерестово-вырастных хозяйств и рыбопитомников, кроме главных бухгалтеров и

кассиров этих предприятий.

18. Землеустроители местных органов Государственного комитета РСФСР по

земельной реформе.

19. Работники национальных природных парков, кроме главных бухгалтеров

и кассиров этих организаций.

Лица, принятые на службу с нарушением установленных правил об ограничениях

совместной службы родственников, а равно лица, ранее принятые на службу, оставление

которых на работе противоречит названным правилам, подлежат переводу (с их

согласия) на другую работу или увольнению с нее (см. комментарий к ст. 254

В последнее время в обществе обсуждается запрет на совместную работу близких родственников, который отменен новым Трудовым кодексом РФ. Сторонники отмены запрета ссылаются на демократические права и принципы свободы бизнеса, противники утверждают, что такая политика создает почву для развития коррупции, несправедливости и ущемления трудовых прав рядовых граждан.

Кто считается близким родственником по закону?

Для того чтобы правильно трактовать и применять нормы права, мы должны четко разбираться в терминологии. Поэтому определим понятие "близкий родственник". Для этого обратимся к законодательству РФ.
Рассмотрим, кто является близкими родственниками по закону. Термин применяют в формулировках статей, однако его значение раскрыто косвенно. В законодательстве присутствуют лишь обрывистые пояснения. Трудовой кодекс не освещает этого понятия в полной мере, поэтому обратимся к другим источникам.
За основу и ориентир возьмем определение, данное Семейным кодексом Российской Федерации. Согласно ст. 14 Семейного кодекса РФ к близким родственникам относятся:
- родители;
- дети;
- дедушки, бабушки, внуки;
- братья, сестры (полнородные и неполнородные);
- усыновители и усыновленные.
Но такая трактовка подразумевает ряд очевидных изъянов и требует дополнения. Законодательство России не освещает этот вопрос. В других нормативных актах этот список остается неизменным, и племянники, супруги, родственники супругов, супруги детей в него не входят.

О супругах

Супруги не являются близкими родственниками. Это вытекает из статьи 2 Семейного кодекса РФ, в которой сказано, что супруги приходятся членами семьи, равными родителям и детям. Но при этом нет утверждения о признании их близкими родственниками. Статья 14 Семейного кодекса РФ определяет узы кровного родства, которое отсутствует у мужа и жены. Таким образом, между супругами устанавливаются отношения не родства, а свойства. Близкие родственники одного из супругов не приобретают статус родства по отношению к другому супругу, а становятся свойственниками.

Прочие нюансы

В рамках поставленной темы целесообразно осветить трудовые отношения не одних близких родственников, но и затронуть свойственников, так как нам важна фактическая сторона вопроса. На практике свойственники зачастую находятся в не менее близких отношениях, чем родственники. В связи с этим возможны нарушения закона в виде неоправданных привилегий или дискриминации по отношению к ним в процессе труда и, по мнению государства, создается благоприятная почва для коррупции.

Проблемы, связанные с трудовыми отношениями родственников

Споры о целесообразности запрета на вступление в трудовые отношения близких родственников при условии, что один находится в подчинении другого, актуальны и в 2017 году. Дело в том, что ранее закон предусматривал такое обстоятельство и регулировал этот процесс. Но теперь решение оставлено на усмотрение владельцев компаний.
Сторонниками запрета трудоустройства родственников выдвигаются следующие аргументы:
- это провоцирует коррупцию и прочие должностные преступления;
- это негативно влияет на производительность труда;
- это вызывает дискриминацию в отношении других работников;
- это ставит работников, наделенных одними правами и обязанностями, в заведомо неравное положение, что противоречит Трудовому кодексу Российской Федерации;
- родственные узы мешают руководителю объективно оценивать труд таких подчиненных.
С одной стороны, эти доводы оправданны, но такой запрет противоречит праву владельца предприятия нанимать в организацию тех людей, которых он хочет нанимать. Запретив трудоустройство родственников, государство ограничит права предпринимателей, что будет шагом назад с точки зрения культуры права.

На государственной службе

Раньше в законе, регулирующем трудовые отношения, была статья 20 КЗоТ, которая запрещала совместную работу близких родственников, если их работа предполагала подчиненность или подконтрольность по отношению друг к другу. В новом законодательстве такая норма отсутствует. По мнению многих граждан, это ущемляет права других работников, которые не являются родственниками руководителей.
В отличие от КЗоТа, который действовал ранее, Трудовой кодекс РФ исключает положения, которые ограничивают право близких родственников на работу в одном предприятии, даже если они состоят в положении подчиненности или подконтрольности между собой.
Но эти ограничения по-прежнему распространяются на государственных гражданских служащих. Согласно ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Этот Закон запрещает гражданским служащим, имеющим родственную или свойственную связь, быть в отношении подчинения или подконтрольности друг к другу. Это касается родителей и детей, супругов, братьев, сестер, а также братьев, сестер, родителей, детей супругов и супругов детей. Поэтому сотрудники государственных органов частично подчинены запрету на совместный труд близких родственников.
Закон о противодействии коррупции Российской Федерации уточняет, в каких государственных органах и ведомствах нельзя работать родственникам:
- в государственных корпорациях;
- в Пенсионном фонде Российской Федерации;
- в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования;
- в публично-правовых компаниях;
- в Фонде социального страхования РФ;
- в других организациях, которые создаются Россией на основании федеральных законов.
Работникам таких организаций присваивается особый правовой статус, устанавливаются специальные условия труда, назначаются обязанности и ограничения, которые могут противоречить Трудовому кодексу РФ.
Эти меры приняты для борьбы с коррупцией. Об эффективности программы на данный момент судить сложно, но определенные проблемы недобросовестным чиновникам она все-таки преподнесла.

Как быть чиновнику, если по долгу службы приходится взаимодействовать с родственником?

Присутствует вероятность возникновения такой ситуации, когда государственный служащий будет производить проверку в компании, генеральным директором которой будет, например, его сын или брат и т.п. Здесь есть вероятность, что он оценит обстоятельства необъективно, сделает поблажку родственнику, поможет избежать наказания и пр. Принятое решение может быть оспорено при вскрытии обстоятельств дела. Государство рекомендует чиновникам избегать таких ситуаций.
Для решения подобных проблем были созданы специальные комиссии. Когда государственный служащий оказывается в затруднительном положении, например проверяет стоянки для лодок в том районе, где его сын открыл клуб лодочников, он должен обратиться в комиссию с пояснением ситуации и ждать дальнейших инструкций, не предпринимая никаких действий.

Родственники и госзаказы

Нередко бывает, что по счастливой случайности крупный государственный заказ получает фирма, владелец которой приходится родственником ответственного чиновника. С одной стороны, этот исход может быть справедливым, но встречаются и обратные ситуации, когда государственный служащий попросту пользуется своим положением.
Изменения в ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" отчасти решили проблему. Теперь в составе комиссии не могут присутствовать родственники конкурсантов. Однако существует множество других сфер, которые и по сей день не контролируются законом.
Ситуация, которая предполагает личную заинтересованность госслужащего в принятии того или иного решения при исполнении должностных обязанностей, называется конфликтом интересов. В этом смысле личная заинтересованность, заключающаяся, как правило, в возможной материальной выгоде, может смутить чиновника и склонить его к нарушению должностных инструкций, допуску поблажки в отношении родственника, организации, имеющей к нему отношение, или несправедливому решению.
Из изложенного выше материала можно сделать вывод, что родственные и свойственные отношения могут стать причиной для нарушения трудовой дисциплины и совершения чиновниками должностных преступлений.

При трудоустройстве

Стоит отметить, что ст. 64 Трудового кодекса РФ вводит запрет на дискриминацию при заключении договора, то есть при трудоустройстве у всех должны быть равные условия. Согласно законодательству отбор кандидатов на должность производится по принципу оценки деловых качеств и навыков соискателей. Соответственно, работодатель не имеет права отказать человеку в трудоустройстве по причине наличия родственных связей с одним из сотрудников предприятия.
Также гипотетически можно представить обратную ситуацию, когда человек, занимающий руководящую должность, препятствует трудоустройству своего родственника в эту же компанию. Причины такого поведения могут вытекать из жизненных обстоятельств и нюансов межличностных взаимоотношений в семье.
Злоупотребление должностными полномочиями - это распространенная проблема для организаций, действующих на территории Российской Федерации. Пристраивание родственников и свойственников на хорошо оплачиваемые рабочие места встречается достаточно часто. От этого зачастую страдает качество производимого продукта или оказываемых услуг. При этом работодатель отвергает достойных кандидатов, обладающих более высоким уровнем квалификации.
В глобальном масштабе следствием такой несправедливости становится утечка кадров из России. Государство должно находить способы борьбы с этой проблемой. Однако запретительные меры не будут эффективными в современном мире. Лучше всего создавать условия для здоровой конкуренции между предприятиями, чтобы работодателю было невыгодно трудоустраивать специалистов с низкой квалификацией. В этом случае компании будут подбирать кадры не по принципу родства, свойственных или дружественных отношений, а по профессиональным качествам.

Суть проблемы и почему государство идет по пути ослабления контроля

С момента введения в действие Трудового кодекса РФ эта проблема значительно обострилась. Она перешла рамки права, стала социальной и общенародной. Запрет, установленный КЗоТом, не допускал исключительно совместный родственный труд служащих, занимающих руководящие должности, также в список входили работники школ, больниц и др. Граждане могли трудиться семьями, существовали династии рабочих профессий. Следствием этому были профессионализм и высокие показатели производительности труда. Но в то же время возникали казусные ситуации, например в сельской школе было некому учить детей, кроме отца-директора и сына-учителя, которые не имели права занимать эти должности по причине родства.
После неудачного опыта запретительной политики законодательный орган сделал вывод о том, что государство не должно вмешиваться в эту сферу. Тем более что с каждым годом росло количество частных компаний, зачастую основанных на родственных и свойственных связях. Теперь в силе ст. 3 ТК РФ, которая запрещает работодателю принимать сотрудников по принципу родства или другим субъективным критериям, не относящимся к профессиональным качествам.
Так как родство или свойство никак не связано с навыками, то этот критерий не должен рассматриваться законом, как повод принимать или не принимать работника. В этом смысле Закон "О противодействии коррупции" в пунктах, запрещающих трудоустройство близких родственников на государственную службу, противоречит Конституции РФ и принципам трудового права, так как государственные служащие фактически лишаются права трудоустройства без дискриминации по каким-либо признакам (в данном случае в роли признака выступает наличие родства или свойства).
Закон противоречит Конституции РФ, так как идет вразрез с презумпцией невиновности. Иными словами, законодатель предположил, что все государственные служащие, находящиеся в положении подчинения и подчиненности и имеющие степень близкого родства или свойства, являются коррупционерами. Такой подход к решению проблемы представляется регрессивным с точки зрения правового государства. Благая цель в виде борьбы с коррупцией не оправдывает средств, противоречащих принципам трудового права и Конституции РФ.

Проблема коснулась и медицинских работников

В рамках все того же Закона "О противодействии коррупции" федеральные медицинские центры обязаны организовать кадровую политику таким образом, чтобы между сотрудниками и руководителями не было родственных или свойственных связей. Основным способом для решения этой проблемы является увольнение, предусмотрен перевод на другую должность.

Что требуется от руководителей?

В декабре 2016 года Министерство здравоохранения в письменном виде направило рекомендации во все федеральные медицинские центры с указанием уволить сотрудников, имеющих родственную связь. За невыполнение руководитель мог быть лишен должности на основании утраты доверия. После чего произошли увольнения, в списке сокращенных фигурирует несколько громких имен. Среди них Ольга Чазова, дочь и. о. директора кардиологического научно-производственного комплекса Ирины Чазовой. Из ГНЦ дерматовенерологии и косметологии ушел замдиректора по научной работе Алексей Кубанов, сын главы центра.

В муниципальных учреждениях

Согласно ст. 13 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" сотрудник муниципального учреждения, находящийся в прямом подчинении главы администрации, не может быть его родственником. Об остальных работниках муниципальных учреждений в Федеральном законе не упомянуто.
При этом трудовые отношения родственников в формате подчиненности или подконтрольности регулируются законодательством субъектов Российской Федерации. Большинство регионов приняли позицию сообразно федеральным законам и запретили руководителям иметь в подчинении близких родственников.

В бизнесе

Частные предприятия, компании, ИП и физические лица имеют право нанимать на работу сотрудников, не нарушая при этом законодательство РФ, вне зависимости от их родственных или свойственных связей. Это вполне прогрессивный шаг на пути к правовому государству. Снятие запретительной политики свидетельствует о постепенном склонении юридической позиции правительства в сторону частного права.
Учитывая такие обстоятельства, напрашивается ряд выводов:
- государство медленными шагами движется в сторону предоставления бизнесу полной свободы действий, созданию свободного рынка;
- предприятия способны создавать семейные династии, могут появляться династии мастеров в различных отраслях;
- нужно обеспечивать строгий контроль над соблюдением норм Трудового кодекса РФ в негосударственных предприятиях.
Чем больше появляется дозволений и возможностей, тем больше соблазнов. Повышается риск нарушения прав одних сотрудников в пользу других, являющихся родственниками руководителей. Чтобы компенсировать это неравновесие, государственная власть, а в частности Министерство труда и социальной защиты, должно обеспечить соблюдение прав работников и противодействовать дискриминации в трудовых отношениях.
Трудовая инспекция должна принимать активное участие в контроле над соблюдением законодательства, регулярно производить проверки и защищать ущемленные права любой из сторон. В настоящее время такая практика не пользуется большой популярностью. Как правило, инспекция действует лишь по жалобам или заявлениям граждан, которые поступают туда не так часто в связи с юридической неграмотностью и правовым нигилизмом большинства россиян.

Конфликт интересов

Высокопоставленные сотрудники муниципальных предприятий, равно как и государственные служащие, оказываются в обстоятельствах конфликта интересов. Это происходит, когда их действие или бездействие в рабочей ситуации связано личной заинтересованностью. Таким образом, муниципальный служащий волен решать те или иные вопросы в пользу своих родственников или свояков. Сложно доказать состав даже очевидного злоупотребления должностными полномочиями.
Ситуация конфликта интересов у муниципальных работников, в отличие от государственных служащих, никак не квалифицируется российским законодательством, поэтому сложно доказать вину человека, злоупотребляющего положением в такой ситуации.

Заключение

Близкие родственники на работе не должны иметь ни преимуществ, ни ущемлений. В цивилизованном государстве такая градация в сфере трудового права недопустима. Работники должны приниматься на работу и получать вознаграждение в зависимости от их квалификации и производительности труда. Аналогичная позиция содержится в Конституции РФ и Трудовом кодексе РФ. Поэтому позиция законодательной власти в отношении отмены запрета на сотрудничество близких родственников вполне оправданна.
С другой стороны, странно выглядит политика властей, которая выразилась в ст. 16 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Федеральном законе "О противодействии коррупции". Маловероятно, что коррумпированным чиновникам такие меры помешают злоупотреблять должностными полномочиями при том, что добросовестные и квалифицированные сотрудники, являясь родственниками руководителя, теперь не могут занимать ту или иную государственную должность.
Трудовые отношения - это деликатная сфера общественной жизни, трудовые права граждан должны охраняться государством. Работник должен чувствовать себя защищенным от несправедливых решений со стороны руководства. В то же время он должен добросовестно выполнять свои должностные обязанности, чтобы права работодателя не были ущемлены.

Может ли руководитель государственного бюджетного учреждения здравоохранения принимать своих родственников на должности, находящиеся в том числе в его прямом подчинении? В действующем трудовом законодательстве нет нормы, устанавливающей запрет на совместную работу родственников (в том числе при условии прямого подчинения одного из этих лиц другому).

Могут ли родственники работать в одной организации 2019

Минздрав попросил Правительство России конкретизировать запрет на совместную работу близких родственников в учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти.

Об этом сообщила журналистам министр здравоохранения Вероника Скворцова. «С нами тогда это постановление не согласовывалось, и оно было для нас такой же неожиданностью, как для всех. (Министерство) рассмотрело его подробно, мы обратились в правительство с письмом….

Новости Караганды и Карагандинской области, Караганда

Директора школ не должны брать на работу своих родственников. Причем нельзя трудоустраивать их главбухом, ни завхозом, ни сторожем, ни уборщицей.

Департамент по делам госслужбы Карагандинской области усматривает в этом коррупционные риски.

Департамент по делам госслужбы провел анализ коррупционных рисков в сфере образования Караганды. Оказалось, что в наших школах и детских садах не все благополучно.

Близким родственникам могут запретить работать в одной государственной или муниципальной организации

Предлагается обязать государственные и муниципальные организации и их обособленные подразделения не допускать перечисления финансовых средств таких организаций организациям, руководители (их заместители) или главные бухгалтеры которых состоят в близком родстве с руководителями (их заместителями) или главными бухгалтерами организации, перечисляющей средства. При этом к близкими родственникам отнесены родители, супруги, дети, братья, сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также братья, сестры, родители, дедушки, бабушки, дети супругов и супруги детей.

Мего-Інфо — Юридична бібліотека №1

strict warning: Non-static method Pagination::getInstance() should not be called statically in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 307. strict warning: Only variables should be assigned by reference in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 307. strict warning: Non-static method Pagination::getInstance() should not be called statically in /home/povnator/public_html/mego.

3.)Можно ли на должность руководителя контрактной службы назначить лицо, которое имеет удостоверение о повышении квалификации пятилетней давности, но практически не занималось данной работой.

кроме участия в комиссии. 4.)Можно ли создать отдел закупок (отдел контрактной службы), наименование которого отсутствует в нормативных документах (квалификационные справочники, типовые положения) Минтруда?

Близкие и недалекие

Правительство готовит постановление, которое снимет запрет на семейственность в некоторых бюджетных организациях. Отцы и дети смогут вместе заниматься наукой, творчеством, медициной и тому подобными вещами.

При этом строгие комиссии проследят, чтобы семейственность не шла во вред. Законопроект об этом разработало министерство труда и социальной защиты.

Оно предлагает внести поправки в постановление правительства страны, устанавливающие некоторые антикоррупционные запреты на чиновников и бюджетников.

Государственное Собрание (Ил Тумэн)Республики Саха (Якутия)

Депутаты Государственной Думы Сергей Миронов, Николай Левичев и Виктор Шудегов внесли 16 января 2015 года в парламент страны законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии коррупции».

Документ устанавливает запрет близким родственникам работать в одной и той же государственной или муниципальной организации, если такая работа предусматривает их подчинённость.

Парламентарии предлагают ввести запрет на совместную работу

«физических лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве, если их работа связана с непосредственной подчинённостью или подконтрольностью одного из них другому»

Минтруда хочет защитить династии медиков

Минтруда предлагает смягчить «антикоррупционный» запрет на работу близких родственников в одном госучреждении.

Это послабление коснется в том числе и медиков. В ведомстве считают, что такой шаг позволит защитить профессиональные династии. Правда, разрешать совместную работу будут лишь в исключительных случаях.

Министерство труда подготовило поправки в постановление правительства №568 от 5 июля 2013 года

«О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции»

и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции».

РОДСТВЕННИКИ «ПОД ЗАПРЕТОМ»

М.А. Козлов.,
юрист, г. Москва

Законодательство о государственной и муниципальной службе, а также антикоррупционное законодательство РФ возлагают на государственных и муниципальных служащих и на приравненные к ним категории работников дополнительные обязанности, а также устанавливают ограничения и запреты, связанные с их служебным (трудовым) статусом, включая ограничение на совместную работу родственников в условиях подчиненности или подконтрольности одного из них другому.
В середине текущего года Минтруд России сделал шаг к упорядочению практики применения упомянутого выше ограничения, попытавшись определить круг работников, подпадающих под его действие, но только на федеральном уровне.
Какие лица не могут работать вместе в рамках одной организации, распространяется ли запрет на совместный труд на работников бюджетных учреждений на местах, рассмотрим далее.

Нет совместной работе

Как установлено п. ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79-ФЗ), гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в том числе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Аналогичное положение содержит п. ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Закон № 25-ФЗ). Кроме того, установлено, что гражданин не может быть назначен на должность главы местной администрации по контракту, а муниципальный служащий не может замещать должность главы местной администрации по контракту в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования.
Если говорить о государственных гражданских служащих субъектов Федерации и служащих муниципальных образований, то они не являются исключением из рассматриваемого правила, если на то есть соответствующий нормативный правовой акт (см., например, п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона г. Москвы от 26.01.2005 № 3 «О государственной гражданской службе города Москвы»; п. ч. 1 ст. 14 Закона г. Москвы от 22.10.2008 № 50 «О муниципальной службе в городе Москве»).
Более того, исходя из ч. ст. 3 Трудового кодекса РФ, установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, не являются дискриминацией.

Трудовой кодекс не освещает этого понятия в полной мере, поэтому обратимся к другим источникам.За основу и ориентир возьмем определение, данное Семейным кодексом Российской Федерации. Согласно ст. 14 Семейного кодекса РФ к близким родственникам относятся:- родители;- дети;- дедушки, бабушки, внуки;- братья, сестры (полнородные и неполнородные);- усыновители и усыновленные.Но такая трактовка подразумевает ряд очевидных изъянов и требует дополнения. Законодательство России не освещает этот вопрос. В других нормативных актах этот список остается неизменным, и племянники, супруги, родственники супругов, супруги детей в него не входят. О супругах Супруги не являются близкими родственниками. Это вытекает из статьи 2 Семейного кодекса РФ, в которой сказано, что супруги приходятся членами семьи, равными родителям и детям. Но при этом нет утверждения о признании их близкими родственниками.

Работа близких родственников

Для трудовых отношений указанные мужчина и женщина являются соответственно работником и работницей.


Факт регистрации брака (союза) в вышеназванных органах имеет важное юридическое значение.


Внимание

Так, действие ст. 27 ТК не распространяется на работников и работниц, чей союз не зарегистрирован в установленном законодательством порядке: живущих в гражданском браке, сожителей и т.п.


Понятие «близкое родство» Правила ст. 27 ТК распространяются не на любых родственников, а только на тех, которые состоят в близком родстве.

Инфо

Отношения, вытекающие из кровного родства между родителями и детьми, родными братьями и сестрами, дедом, бабкой и внуками, считаются близким родством (ст.


60 КоБС). С учетом этого в ст. 27 ТК дан конкретный перечень близких родственников каждого из супругов: родители, братья, сестры и дети (сыновья и дочери).

Труд и близкие родственники: анализ проблемы и споры по ней (антонов к.)

Пристраивание родственников и свойственников на хорошо оплачиваемые рабочие места встречается достаточно часто.

От этого зачастую страдает качество производимого продукта или оказываемых услуг.

При этом работодатель отвергает достойных кандидатов, обладающих более высоким уровнем квалификации.В глобальном масштабе следствием такой несправедливости становится утечка кадров из России. Государство должно находить способы борьбы с этой проблемой.

Однако запретительные меры не будут эффективными в современном мире.

Лучше всего создавать условия для здоровой конкуренции между предприятиями, чтобы работодателю было невыгодно трудоустраивать специалистов с низкой квалификацией. В этом случае компании будут подбирать кадры не по принципу родства, свойственных или дружественных отношений, а по профессиональным качествам.

Могут ли родственники работать вместе?

Работники должны приниматься на работу и получать вознаграждение в зависимости от их квалификации и производительности труда.

Аналогичная позиция содержится в Конституции РФ и Трудовом кодексе РФ. Поэтому позиция законодательной власти в отношении отмены запрета на сотрудничество близких родственников вполне оправданна.С другой стороны, странно выглядит политика властей, которая выразилась в ст.
16

Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральном законе «О противодействии коррупции».

В каких случаях родственники могут работать в одной организации?

Проблема коснулась и медицинских работников В рамках все того же Закона «О противодействии коррупции» федеральные медицинские центры обязаны организовать кадровую политику таким образом, чтобы между сотрудниками и руководителями не было родственных или свойственных связей. Основным способом для решения этой проблемы является увольнение, предусмотрен перевод на другую должность. Что требуется от руководителей? В декабре 2016 года Министерство здравоохранения в письменном виде направило рекомендации во все федеральные медицинские центры с указанием уволить сотрудников, имеющих родственную связь. За невыполнение руководитель мог быть лишен должности на основании утраты доверия. После чего произошли увольнения, в списке сокращенных фигурирует несколько громких имен. Среди них Ольга Чазова, дочь и. о. директора кардиологического научно-производственного комплекса Ирины Чазовой.

Статья 20. ограничение совместной службы родственников

Тем более что с каждым годом росло количество частных компаний, зачастую основанных на родственных и свойственных связях.

Теперь в силе ст. 3 ТК РФ, которая запрещает работодателю принимать сотрудников по принципу родства или другим субъективным критериям, не относящимся к профессиональным качествам.Так как родство или свойство никак не связано с навыками, то этот критерий не должен рассматриваться законом, как повод принимать или не принимать работника.

Millini, противодействие коррупции к библиотеке отношения не имеет Я думаю, Вы ошибаетесь.

Библиотека является юридическим лицом. Обязанности в сфере противодействия коррупции возложены, в числе прочих субъектов, на все организации (юридических лиц).

Статья 13.3 Закона устанавливает, что организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, которые могут включать: 1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; 2) сотрудничество с правоохранительными органами; 3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; 4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; 5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов; 6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Закон о работе родственников в одной организации

Повышается риск нарушения прав одних сотрудников в пользу других, являющихся родственниками руководителей.

Чтобы компенсировать это неравновесие, государственная власть, а в частности Министерство труда и социальной защиты, должно обеспечить соблюдение прав работников и противодействовать дискриминации в трудовых отношениях.Трудовая инспекция должна принимать активное участие в контроле над соблюдением законодательства, регулярно производить проверки и защищать ущемленные права любой из сторон.

В настоящее время такая практика не пользуется большой популярностью.

Как правило, инспекция действует лишь по жалобам или заявлениям граждан, которые поступают туда не так часто в связи с юридической неграмотностью и правовым нигилизмом большинства россиян.

Закон о работе родственников в одной организации 2017

Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, и должности в фонде и иной организации, включенные в перечни, установленные нормативными актами фонда, локальными нормативными актами организации, нормативными правовыми актами федеральных государственных органов (далее - работники), а также гражданам, претендующим на замещение указанных должностей, на совместную трудовую деятельность в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником фонда или иной организации, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Когда государственный служащий оказывается в затруднительном положении, например проверяет стоянки для лодок в том районе, где его сын открыл клуб лодочников, он должен обратиться в комиссию с пояснением ситуации и ждать дальнейших инструкций, не предпринимая никаких действий. Родственники и госзаказы Нередко бывает, что по счастливой случайности крупный государственный заказ получает фирма, владелец которой приходится родственником ответственного чиновника. С одной стороны, этот исход может быть справедливым, но встречаются и обратные ситуации, когда государственный служащий попросту пользуется своим положением.Изменения в ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отчасти решили проблему. Теперь в составе комиссии не могут присутствовать родственники конкурсантов.

Закон о работе родственников в одной организации 2016 год

В бизнесе Частные предприятия, компании, ИП и физические лица имеют право нанимать на работу сотрудников, не нарушая при этом законодательство РФ, вне зависимости от их родственных или свойственных связей.

Это вполне прогрессивный шаг на пути к правовому государству.

Снятие запретительной политики свидетельствует о постепенном склонении юридической позиции правительства в сторону частного права.Учитывая такие обстоятельства, напрашивается ряд выводов:- государство медленными шагами движется в сторону предоставления бизнесу полной свободы действий, созданию свободного рынка;- предприятия способны создавать семейные династии, могут появляться династии мастеров в различных отраслях;- нужно обеспечивать строгий контроль над соблюдением норм Трудового кодекса РФ в негосударственных предприятиях.Чем больше появляется дозволений и возможностей, тем больше соблазнов.

Закон о работе родственников в одной организации 2016

Под государственной организацией понимается юридическое лицо, созданное государственным органом РБ (органом государственной власти и управления СССР или союзных республик) или уполномоченной в соответствии с законодательством государственной организацией либо должностным лицом этих органа или организации (п. 1-1 ст. 44 Закона РБ от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь»). Имущество такой организации полностью находится (находилось) в государственной собственности и закреплено (закреплялось) за этой организацией на праве хозяйственного ведения (полного хозяйственного ведения) или оперативного управления. Чаще государственные организации создаются в форме различных республиканских и коммунальных унитарных предприятий (ст. 113 ГК).