Подросток не хочет учиться советы психолога. Как заставить подростка учиться: советы родителям. Итак, что же делать, если подросток не хочет учиться

Проблемы с детьми подросткового возраста были, есть и будут. Бурный физический рост и половое созревание вызывают кризис, порождающий трудности в обучении и воспитании подростка. Как же быть родителям, если ребенок наотрез отказывается учиться? Ведь данный период приходится на важный этап обучения. Подростки должны определяться с будущей профессией, делать первые важные шаги будущей взрослой жизни.

Почему дети в подростковом возрасте не хотят учиться: разбираемся в причинах

«До 6-7 класса сын отлично учился. В дневнике – одни пятерки, от учителей – сплошная похвала. И вдруг, ни с того ни с сего желание учиться пропало, на уме – компьютер и улица. Что делать, не знаю?» — примерно такими проблемами озабочены многие родители в определенный момент жизни.

Прежде чем паниковать или обвинять кого-то в данной ситуации, необходимо разобраться в том, что же вызывает такое стойкое нежелание учиться.

Психологи выделяют несколько основных причин, по которым подростки отказываются учиться:

  1. Половое созревание.
  2. Стремительный физический рост.
  3. Проблемы с сердцем как следствие физического роста.
  4. Смена эмоционального фона.

Как же половое созревание влияет на обучение детей?

В период полового созревания процесс возбуждения довольно быстрый, а вот торможение, наоборот, замедленное. В связи с этим молодого человека любая мелочь способна завести, раздражать, заставить нервничать. Успокоиться непросто. Естественно, что в таком состоянии усвоить учебный материал очень трудно.

Стремительный физический рост подростка

Быстрое физическое развитие приводит к тому, что кости ребенка растут непропорционально. Результат: постоянная усталость, быстрая переутомляемость.

Причина усталости кроется иногда в сердце

Многие начинают жаловаться на сердечные боли, так как сердце не успевает расти. Сердечные спазмы вызывают проблемы при подаче кислорода в мозг. Поэтому дети начинают плохо соображать, внимание у них рассеяно, память слабая.

Эмоциональная неустойчивость подростков

На фоне гормональных всплесков подростки часто эмоционально неустойчивы, то есть подвержены психозам, упадку настроения. Особенно ярко эти признаки проявляются у девочек в связи с .

В идеале нужно вместе с сыном (дочкой) посетить психолога . Однако мы понимаем, что в силу разных обстоятельств не все имеют такую возможность.

Как правильно объяснить, зачем нужно учиться? Или, может быть, правильно: «не хочешь -не учись» -какую позицию нужно занять родителям?

Вот как комментирует ситуацию, психолог из Санкт-Петербурга Гранкина Дарья:

Привить вкус к учебе можно любому человеку и в любом возрасте. Подростку необходимо предоставить спектр знаний о будущей жизни. Объяснить причинно следственные связи. Но не стоит говорить, что если он не будет учить алгебру, то будет мыть унитазы в плацкарте, хотя, и это тоже кто-то должен делать. Мы должны дать ребенку знания, ресурсы и альтернативы. Знания не сухими фактами, а как процесс познания этого мира. Альтернатива в том, что ребенок может и должен пробовать свои возможности во всем, исследовать. С ресурсами, понятно о чем речь. Конечно, это не полная свобода, но аккуратное сопровождение.

Можем ли мы мотивировать на учебу? Мотивировать= манипулировать, а мы не этого хотим же. Потому деньги, уговоры и угрозы не действенный метод.

У подростка в этом возрасте масса вопросов к обществу и миру. Кто я, зачем я, что меня ждет, что ждет страну, как правильно жить…? И конечно они не настолько странные, чтобы не понимать, что учиться им все же надо. Но школа, это рутинная работа, а внутри раздирают другие проблемы.

Есть еще немаловажный аспект, ребенок не хочет учиться или НЕ МОЖЕТ этого делать? Возможно, надо снизить ожидания и понять, что хорошо не всегда 5, оценка 3 тоже хорошая. Надо понимать, что учиться, надо учиться. Это и режим, и система. Если этого не было с начальных классов, то возможно надо именно сейчас упорядочить график и свой и ребенка.

Вообще, во всем, что касается детей надо начинать терапию с себя. Например, самому пойти на любые курсы, хоть компьютерные, вязания или латины. Этим Вы покажете Вашу способность приспосабливаться к новым веяниям и желание учиться новому, Вашу открытость миру. Вспомнить себя в этом возрасте очень полезно. Начать ходить с ребенком в музей, планетарий, зоопарк, да, наконец, книгу вечером почитать. Можно начать мягче и издалека, пойти с ребенком на концерт, в кино на новый фильм, попросить его объяснить, в чем суть его компьютерной игры. Это же уже общение, это уже обмен информацией, который подразумевает от вас отдачу и интересные диалоги, стимулирующие ребенка на познавательную деятельность. Ни в коем случае не опускать руки и не прятать голову в песок. Это Ваш ребенок и Вы можете ему помочь. С этим можно работать.

Как определить родителям, почему подросток не желает учиться?

Итак, родители столкнулись с проблемой: «не хочу учиться». Как действовать?

Для начала нужно выяснить, а что является главной причиной:

  • А зачем нужно учиться?

Очень часто причина лежит на поверхности, а мы ее порой не видим или не хотим видеть. Подросток не понимает, зачем ему нужно учиться. В самом деле, мама такая умная, два высших образования имеет, а работает за нищенскую зарплату в школе. Зато тетя Маша, знакомая из соседнего коттеджа, ездит на иномарке, каждый год летает в Париж, в школе была – двоечница. Немного утрированная картинка, но все же.

Родители должны планомерно, на живых примерах объяснять ребенку выгоду обучения, рисовать ему будущие перспективы: возможность посмотреть на мир, изучить культуру, языки, сделать великие открытия, иметь интересную профессию.

  • Взаимоотношения с учителями и сверстниками

Нежелание учиться может быть связано с взаимоотношениями со сверстниками или учителями. Все дети разные по характеру, темпераменту, уровню воспитания. В школе им предстоит не только усваивать предметы, но и нормы поведения, учиться жить в коллективе, устанавливать контакт с окружающим миром. К сожалению, не у всех это получается гладко. Естественно, если учащийся чувствует себя в школе неуютно, его обижают, над ним смеются или не замечают, желания учиться у него не возникнет .

  • Семейное благополучие

Неизбежно на успеваемость ребенка в школе влияет семейное благополучие или его отсутствие.

Ссоры между родителями, аморальное поведение взрослых членов семьи негативно влияет на поведение школьника, его восприятие окружающей действительности.

«Плохая компания» может стать причиной понижения успеваемости подростка и . Происходит это потому, что стать своим в уличной компании можно только при условии «забивания на учебу» (извините за сленг).

  • Гиперактивность у подростка

Ребенок проявляет крайнюю нетерпимость к учебе, не может сосредоточиться на уроках при гиперактивности.

  • Зависимость от гаджетов

Одной из причин угасания интереса к школе становится чрезмерное увлечение средствами современной техники.

Зависимость подростков (и не только) от всевозможных гаджетов, погружение в виртуальный мир, пресыщенность ненужной информацией извне отгораживает его от неинтересного процесса обучения в школе.

Что делать, если подросток 13-15 лет не желает учиться: советы психолога

Подчас мы, родные и близкие, из благих намерений допускаем настолько серьезные ошибки в отношении наших детей, что только усугубляем ситуацию. Опытные психологи на основе системного изучения поведения подростков вывели несколько хороших советов и правил, которым нужно следовать при установлении контакта с ребенком 13-15 лет.

Все очень ясно и просто, главное, следовать правилам регулярно:

  • Обеспечьте своему чаду такой режим труда и отдыха , чтобы он мог ежедневно проводить время на свежем воздухе. Это может быть прогулка, пробежка или езда на велосипеде. В это время мозг получает кислород, ребенок заряжается позитивной энергией, а тело получает необходимую ему норму физической нагрузки.
  • Сон- главный помощник . Установите за правило спать не менее 8-9 часов в сутки. Ничто так не восстанавливает память и внимание, как полноценный сон.
  • Распределите школьную нагрузку . Ребенок не должен переутомляться. Если ребенок только что пришел со школы, не нагружайте его уроками, дайте 1-1,5 отдохнуть.
  • Ваш ребенок вырос, он хочет казаться взрослым , часто дерзит, показывает свой крутой нрав. Но он все равно остается вашим ребенком и нуждается в простом дружеском общении. Контакт не должен сводится к дежурным вопросам: «Как дела?», «Хочешь есть?» и пр. Отложите дела и поговорите. Покажите, что вы интересуетесь жизнью сына (дочери) как полноправного члена семьи и не считаете его неразумным малышом. Даже в ответ на его дерзости проявляйте такт и выдержку. Именно этим и отличаемся мы, взрослые, сформированные личности.
  • Дети в этом возрасте хорошо запоминают интересный материал . Поэтому совет психологов как родителям, так и учителям: заинтересуйте ребенка предметом. И тогда он будет с радостью ходить на уроки, а учеба превратится для него в увлекательное путешествие в мир наук.
  • Если причина в конфликте с одноклассниками, учителем , и конфликт не разрешается положительно, лучше поменять по возможности учителя или школу, дабы не усугублять ситуацию.
  • В случае проблем именно с усвоением конкретного предмета можно нанять репетитора или самостоятельно помочь ребенку ликвидировать пробелы.

Не открещивайтесь от проблем, делая вид, что вы их не замечаете. На самом деле, сегодняшнее нежелание учиться может перерасти в гораздо более серьезные проблемы, если это не контролировать.

Дети очень остро чувствуют отношение взрослых . Стоит лишь ненадолго ослабить внимание, и вы упустите подростка. Каждый родитель как никто знает и чувствует своего ребенка. Нельзя подогнать поведение любого подростка под общие шаблоны.

Каждая личность в зависимости от темперамента, социального уклада, конкретной ситуации требует индивидуального подхода.

Большинство родителей рады когда ребенок впитывает знания, учится. Обычно дети учатся первый годы посещения школы. Становясь взрослее им хочется выделяться, быть не как все… И вот начинается рассматриваемая нами проблема. Что делать если подросток не хочет учиться, советы психолога что говорят по этому поводу? Рассмотрю их для вас, уважаемый читатель. Школьные годы для всех нас являлись своеобразным испытанием, многие подросшие дети не испытывают большого желания в изучении предметов и это нормально, но встречаются и такие ребята, которые наотрез не хотят постигать азы науки, что плохо.

Что же делать родителям, чадо которых не желает учиться, как выстроить с подростком хорошие взаимоотношения, чтобы он прислушивался к советам взрослых и обрел желание к учебе?!

Современные уроки не назовешь увлекательными, скорее, они превратились в некое принуждение, в так называемую обязательную школьную программу, которую необходимо освоить. Несмотря на то, что методические пособия по воспитанию детей гласят, что обучение должно заинтересовывать ребенка и быть преподнесено в виде игры, это работает лишь в младших классах. Когда подросток учится уже в старшей школе, на игровой подход не остается времени, зачастую учеба становится заурядной и скучной, особенно, если еще и нет никакого желания учиться.

Причины, почему подросток не хочет учиться

Зачастую, многие дети испытывают чрезмерную нагрузку в школе, так как помимо нее они посещают разные кружки и секции. В результате подросток сильно устает и мечтает только об отдыхе, а также о прогулке с друзьями, на что совершенно не остается времени.

А в подростковом возрасте дети нуждаются в общении со сверстниками и помимо стен учебного заведения, так как это развивает у них так называемые социальные навыки, соответственно, полностью лишать их этого не следует. Конечно, общение должно быть дозированным, в этом случае оно станет полезным.

На нежелание учиться могут повлиять проблемы с одноклассниками, а также с учителями. Если подросток ощущает себя изгоем в классе, в какое-то время ему надоест посещать учебное заведение. В такой ситуации необходим психологический анализ сложившейся ситуации, хорошо провести беседу с психологом.

Отсутствие контроля со стороны родителей может тоже повлиять на нежелание подростка учиться, равно как и тоталитарный контроль взрослых, в такой ситуации интерес к учебе, да и к другой деятельности в конечном итоге пропадет.

Но бывают и такие ситуации, когда внешне все благополучно, а у подростка пропадает желание к учебе. Это может объясняться несколькими факторами: неблагоприятная обстановка в семье (частые ссоры родителей, в результате ребенок чувствует себя брошенным, ненужным); вредные привычки (длительные компьютерные игры, долге прогулки на улице, переходящие в бродяжничество); физические недостатки, провоцирующие комплекс неполноценности (хромота, заикание, сутулость и так далее); гиперактивность (неумение сосредоточиться, отсутствие внимания, невозможность долго сидеть на одном месте, в частности, за партой).

Если удалось выявить причину нежелания учиться, тогда можно преодолеть сложившиеся препятствия путем прислушивания к советам психологов.

Если ребенок не хочет учиться - советы психолога помогут!

Чтобы преодолеть сложившуюся проблему рекомендуется проконсультироваться с психологом и прислушаться к его советам, а также постараться их выполнять. Проводите больше времени с ребенком, он будет делиться своими эмоциями, мыслями, если этого не делать, подросток замкнется в себе, перестанет общаться, тогда будет сложнее ему помочь.

Ключом к успешному взаимоотношению является доверие, не принижайте его высказывания, старайтесь вести с подростком откровенный диалог и вместе пытайтесь найти выход из сложившейся трудной ситуации.

Если ребенок не хочет учиться по причине трудностей в усваивании материала, тогда наймите ему репетитора или сами уделяйте время на объяснение материала, учите с ним уроки, что непременно повысит его успеваемость. Не ругайте чадо за плохие оценки, внушите ему, что все поправимо.

Если подросток интересуется чем-то, например, танцами, спортом, плаванием, тогда пообещайте ему поход на концерт, поездку на конкурс и так далее, чтобы поощрить его за успехи в учебе. В таком случае у него будет стимул учиться.

Наберитесь терпения, закончится подростковый период, а с ней и гормональная перестройка, в результате уйдет агрессивность, импульсивность, раздражительность, станет легче учиться. Пресекайте любые проявления неуважения к себе, не становитесь жертвой.

Несмотря на трудности с учебой, продолжайте любить своего ребенка, показывая ему, что вы заинтересованы в его успехах и не махнули на него рукой, верите, что он способен совершать хорошие поступки и осмыслить происходящее.

Старайтесь как можно чаще вызывать его на откровенные разговоры, но без каких-либо угроз или обвинений, умейте выслушать его и говорите так сказать по душам, даже если вам чужды его взгляды, постарайтесь спокойно выслушать подростка. Всегда сохраняйте спокойствие во время диалога, так как ор и вопли не приведут к хорошему результату, а только накалят обстановку. Помните, что вы взрослый и можете контролировать ситуацию.

Сохраняйте уважение к подростку, рассматривайте плюсы и минусы вашего общения. Проведите беседу с учителем, узнайте о своем ребенке больше из уст классного руководителя, постарайтесь совместно с педагогом разобраться в сложившейся ситуации.

И самый главный совет к решению проблемы – это любовь, всячески показывайте свое доброе отношение к ребенку и он, глядя на ваш пример, ответит вам взаимностью, прислушается к родителям, что учиться необходимо, так как от полученных знаний зависит его будущее.

Если ребенок постоянно вам врет, прогуливает школу, не рассказывает о происходящем, значит нужно принимать меры. Какие существуют причины, по которым дети прогуливают школу, «забивают», так сказать, на уроки и не выполняют их? А они очевидны: в молодости каждый из нас проходил через это - побег с уроков, избегание встреч с учителем и одноклассниками. Те, кто прилежно всегда себя вел - учился на пять с плюсом и был большим занудой, те нас, разгильдяев, не поймут.

Итак, первая причина , почему ребенок не ходит в школу - это банальная лень. Естественно, для лени должен быть повод, а именно: свобода действий и поощрение этого со стороны родителей, в принципе, лень - это ведь неотъемлемый фактор современной молодежи.

Вторая причина - усталость. Ребенок может быть совершенно измотан нагрузкой, которая свалилась на его хрупкие плечи: это и тренировки всевозможные и посещение секций и учеба в музыкальной и других побочных школах. Итог - никакого желания и сил для посещения школы.

Третья причина - ребенок поддался на искушение, т.е. влияние компании, общества, с которым он общается. Начиная заводить настоящую дружбу с третьего - пятого класса, дети обычно поддаются влиянию более ярких и авторитетных представителей этого и старшего возраста. Бывает, что и в наркоманию и алкоголизм таких деток легче всего заманить. Поэтому, здесь будьте особенно осторожны.

Четвертая причина - так называемая «затюканность» или задерганность со стороны родителей и учителей. Постоянное надзирательство обычно приводит к обратному эффекту - дети начинают всё делать на зло. И это, соответственно, не спроста.

Пятая причина - это нежелание посещать школу из-за одноклассников или лиц, обижающих вашего малыша. Вполне возможно, что вашу дочь постоянно задевают какие-то «отморозки» из ее же класса, учителя закрывают на это глаза, а все остальные просто не могут повлиять на данную ситуацию. Девочке некуда деться, кроме как не ходить на уроки вообще.

Если ваш ребенок по этим и другим причинам не ходит в школу, не хочет посещать занятия и просто зря теряет время, проводя его не понятно с кем и где - ведь возможны еще варианты причин пропускания уроков, например, любовь, то деликатно подойдите к решению этого вопроса.

Не стоит нападать на дитя с распросами и криками, ведь, тем самым вы еще больше зайдете в тупик, а ребенок еще больше замкнется в себе. Если он совершил какой-нибудь поступок, из-за которого директор не пускает его на уроки без родителей, то возможно, что вам следует самим ненавязчиво и без угроз выяснить в чем проблема.

Будьте ближе к ребенку, докажите ему, что вам можно доверять, что вы поможете во всем, но в меру проявляйте свою демократичность, иначе вам сядут на шею и не будут воспринимать как авторитетного родителя вообще.

Что нужно знать, чтобы понять, уберечь и помочь.

Дорогие родители! Помните ли Вы себя в возрасте 11-15 лет? Каким одновременно прекрасным и сложным казался тогда окружающий мир!
Помните слезы без причин и приступы любви ко всем вокруг, потрясающее чувство осознания собственных сил и ощущение вселенской несправедливости? Припомните мучительные ночи без сна с непонятным томлением и необъяснимой тревогой. Вспомните, как много делали «назло»в отместку постоянным наставлениям матери, отцовским «разносам» и придиркам учителей. Как часто приходили в отчаяние от того, что никто-никто не понимает. Большинство из нас не сопоставляет свое детство с последующим жизненным опытом. Но, забывая о том, какими были мы сами, мы не сможем понять собственных детей. А для них, в трудном подростковом возрасте, наше понимание нужно как никогда…
Подростковый возраст - один из самых сложных в жизни. От благополучного течения происходящих в это время процессов во многом зависит физическое и душевное здоровье человека в течение всей его последующей жизни. Этот возраст является «трудным» не только для самого подростка, но и для его родителей. Именно в это время становится отчетливо видными изъяны и дефекты предшествующего воспитания. Подросток стремится к взрослости не потому, что его привлекает сама по себе, а потому, что хочет избавиться от давления родителей, нередко требующих послушания независимо от существа дела. Такое поведение родителей обижает и унижает ребенка, лишает его способности анализировать дело по существу, разбираться в жизненных ситуациях и принимать сообразные им решения. Поэтому у многих подростков неосознанно формируется отчуждение от родителей, действия которых кажутся им несправедливыми. Это значит, что в затруднительных случаях к родителям он не обратится, будучи уверенным, что ничего, кроме критики, не получит. И в результате, авторитетным для него оказывается мнение не родителей, а кого-либо из посторонних, и не всегда достойных, людей.

Проступки ребенка следует не столько критиковать, сколько совместно с ним анализировать, а главное - выяснять мотивы поступка. Ведь порицания заслуживает лишь злой умысел, а не неудача в реализации хорошего намерения. При этом подросток должен быть полностью уверен в том, что родители всегда ему помогут в затруднительном случае. Родители же должны помнить, что первая их задача- помочь, и лишь вторая- критиковать. А затем разобраться и предотвратить повторение подобных ситуаций, совместно с подростком наметив правильную линию поведения. Такая позиция совсем не исключает необходимости контролировать подростка. Важно обращать внимание на то, когда и в каком состоянии он пришел домой, с кем он общался, чем интересуется. У подростка необходимо формировать правильное отношение к запретам. С раннего возраста ребенок должен четко сознавать обоснованность запретов, их важность для его безопасности, учиться оценивать и соблюдать определенные рамки поведения. Конечно, если запретов слишком много, и они не вытекают из существа дела, те или иные из них приходится нарушать. А это формирует у детей опыт нарушения запретов. Но есть один запрет, который должен быть абсолютным.

В природе есть вещи, которые подростку нельзя пробовать ни одного раза (никотин, алкоголь и особенно наркотические вещества). И это не тот случай, когда можно попросить прощения. Не смотря на то, что родители действительно готовы простить подростка, в некоторых жизненных ситуациях прощением ничего исправить нельзя. Наркотики, нежелательная беременность и венерические заболевания относятся к их числу. Необходимо регулярно внушать подростку, что своим поведением он может сам завести себя в такую ситуацию, когда от родителей, как и от него самого, почти ничего уже не будет зависеть. И выход из положения можно будет найти с большим трудом, а то не найти вовсе. Подросткам не хватает жизненно важной информации, которую они могли бы получить у своих родителей, если бы родители лучше понимали сущность происходящих в этом возрасте психологических и физиологических процессов. Чтобы научиться понимать своих детей и их меняющиеся потребности, родителям важно научиться сотрудничать с медиками и педагогами.

Особенности подросткового периода развития

Ребенок стремится приобрести личную свободу и независимость;

Примеряет на себя различные интересы и жизненные цели;

Вступает в первые романтические отношения;

Привыкает ощущать себя в роли взрослого человека.

Илья Базенков, психолог

Подросток не хочет учиться. Что делать?

«Подросток не хочет учиться, ему ничего не интересно, раньше учился с удовольствием, а теперь не хочет» - это типичные жалобы родителей и учителей.

Учебная мотивация школьников часто падает после перехода ребенка из начальной в среднюю школу. Но с чем это связано, и что в связи с этим могут сделать взрослые? Сразу скажем, что это частое явление, связанное с возрастными изменениями. Впрочем, об особенностях подросткового периода написано много, повторяться не будем. Остановимся на главном.

1. Ведущей деятельностью у подростков становится общение со сверстниками, нередко – в ущерб учебе. Влияние родителей на подростков уменьшается по сравнению с младшим возрастом.

2. У подростка возникает потребность в самостоятельности, ощущении собственной «взрослости», как следствие - повышенная чувствительность к оценке его личности со стороны окружающих, ранимость.

3. Самооценка подростка может резко колебаться в зависимости от обстоятельств.

4. Неустойчивость интересов подростка. Он может увлечься чем-нибудь, а через некоторое время охладеть, особенно в том случае, если его интерес не подкрепляется вниманием со стороны значимых для него окружающих.

5. Дальние перспективы, долгосрочные планы подростком часто не воспринимаются. Он находится «здесь и сейчас».

Разумеется, многое зависит от индивидуальных особенностей. Но в целом все вышесказанное в той или иной степени относится ко всем подросткам, хотя проявляться может по-разному, в зависимости от темперамента и характера.

Вернемся к учебной мотивации или, говоря простым языком, желанию подростка учиться. И главной проблеме - что делать родителям, если подросток не хочет учиться? Очень часто родители задают вопросы. - как заставить учиться подростка или как объяснить подростку, что надо учиться.

Но прежде чем пытаться заставлять подростка учиться, надо разобраться в его психологических особенностях. Практика показывает, что заставить ребенка хотеть учится невозможно. Но ему можно и нужно помочь. А для этого надо постараться его понять.

Согласно исследованиям нейрофизиологов особенности подросткового возраста, в том числе и учебная мотивация, связаны с определенными структурами головного мозга.

Не будем здесь утомлять терминами – лимбическая система, орбитофронтальная кора, вентральный стриатум и т.д. Интересующимся рекомендуем книгу – Л.Стейнберг, Переходный возраст – не упустите момент.

Нас интересуют практические выводы и ответ на вопросы: «Как увеличить влияние родителей на подростков?» , «Как помочь родителям подростка?», «Как повлиять на подростка?»
Обратите внимание! Речь не идет о том, как заставить подростка учиться.

Итак, что же делать, если подросток не хочет учиться?

1. Часто родители пытаются заставить подростка учиться, прибегая только к наказаниям и порицаниям, обращают внимание только на негатив.

Но в силу возраста «центр удовольствия» у подростков играет гораздо большее значение, чем в раннем и взрослом возрасте. Подростки более восприимчивы к вознаграждению и их меньше волнуют потери, Следовательно, на подростка легче повлиять через положительные эмоции, чем угрожать наказанием
Использование положительной обратной связи в виде похвалы, признания даже маленьких успехов, поощрения гораздо более эффективно.

2. У подростков еще не развиты навыки саморегуляции. Желательно ему помогать структурировать время, используя для этого какие-то «напоминалки». Например, подойдет записка на листе бумаги, напоминающая о чем-то.

3. Часто родители используют одни и те же приемы и методы, которые не дают результата. Подумайте, проанализируйте и откажитесь от них. Какой в них смысл, кроме испорченных нервов?

4. Поощряйте даже незначительные успехи, не требуйте невозможного, например, чтобы он с одинаковым вниманием относился ко всем урокам.

5. Не лишайте его своей любви из-за проблем с учебой. Иногда родители сосредоточены только на том, как заставить своего ребенка-подростка учиться, и отношения по поводу учебы распространяются в целом на общение родителей с ним. Вот и получается, что из-за того, что ребенок не хочет учиться, он ощущает отсутствие родительской любви.

6. Сообщайте ему о своих эмоциях по поводу его учебы, используя технику "Я-сообщений".

7. Больше общайтесь на посторонние темы, не связанные с учебой. Это необходимо для сохранения нормальных с ним взаимоотношений, что необходимо. если родители хотят сохранить свое влияние на подростка.

Часто на консультациях родителей звучит вопрос: "Как заставить подростка захотеть учиться?"

Ответ:

ЗАСТАВИТЬ ПОДРОСТКА ХОТЕТЬ УЧИТЬСЯ НЕВОЗМОЖНО, ЕМУ НУЖНО ПОМОГАТЬ

Но как могут помочь родители подростку, если он не хочет учиться?

Во-первых, надо понимать, что если у подростка проблемы с учебой, то для него это стрессовая ситуация, особенно, если он чувствует отвержение себя родителями.

Во-вторых, часто нежелание учиться объясняется тем, что подросток не видит в этом смысла.
Самый эффективный способ в этом случае показать ему необходимость учебы, причем использовать конкретные аргументы - надо получить аттестат, такое его отношение к учебе приносит неприятные переживания ему и вам самим, школьная программа обязательная для всех (что с этим поделать?) и т.д.

В-третьих. Подросток часто не хочет учиться из-за того, что уже сильно отстал и просто не может справиться с требованиями школьной программа.
Не надо требовать от него быстрых успехов, радуйтесь даже самым незначительным достижениям.

В-четвертых, подросток может не хотеть учиться из-за того, что у него проблемы в взаимоотношениях в школе со сверстниками или учителями. Попробуйте разобраться в этом.

В-пятых, то, что подросток не хочет учиться может вызываться какими-то объективными проблемами - СДВГ, нарушения здоровья, психологические причины. В этом случае его "не хочу учиться" на самом деле означает "мне очень трудно учиться".

В любом случае родителям надо встать на "помогающую" позицию, а не "авторитарно-карательную", но при этом не идти на поводу у своего ребенка во всех ситуациях.

Что означает "не идти на поводу"? Ваш ребенок не хочет учиться? Но ведь учеба - это его обязанность, даже, если он учиться не хочет. Вы можете ему помочь, но помощь не означает, что вы полностью снимаете с него всю ответственность. Попробуйте договориться с ним, проговорить его обязанности в отношении учебы и, что будет, если он свои обязанности нарушит. Только не надо ставить сверхзадачи, требовать невозможного. Например. чтобы он получал только хорошие оценки.

А знаете, уважаемые взрослые, что самое трудное? Это изменить свое собственное отношение к подростку и к его учебе. Самое распространенное из них то, что родители полностью несут ответственность за учебу их детей.

Естественно, что часто родители чувствуют свою ответственность за то, что подросток не хочет учиться или учится плохо. Да еще окружающие, в частности, учителя считают, что за желание ребенка учиться отвечают родители. А это вопрос спорный. В конце концов именно учителя ответственны за то, чтобы ребенку было интересно на их уроках, обязаны учитывать возрастные и индивидуальные особенности ученика.

Как родители могут заставить учиться своего ребенка-подростка? Подчеркиваем, не хотеть учиться, а просто учиться, более или менее выполнять требования школьной программы.

Если есть доверие подростков и родителей, то соблюдение этих правил может и не приведет к желанию подростка учиться, но поможет улучшить учебу. А когда учеба улучшится, то, возможно, и желание учиться у подростка появится.

К сожалению, именно взаимное доверие подростка и родителей часто отсутствует.
Но давайте вспомним, что взрослые отличаются от подростков тем, что могут поступать более осознанно, опираясь на рациональные мотивы, а не действовать только под влиянием эмоций.

Правила, чтобы не потерять или вернуть доверие подростка и родителей, увеличить влияние родителей на своего ребенка.

1. Необходимо отказаться от тотального контроля учебы подростка. Перестать постоянно задавать вопросы типа: «Как у тебя дела в школе?», «Ты уроки сделал?», «Ты подготовился к контрольной?», «Ты на завтра в школу все собрал?» и т.п.

Чего мы добиваемся подобными вопросами? Только того, что у подростка возникает еще большое отрицательное отношение к учебе и раздражение к вам. Он еще больше не будет хотеть учиться. И уж точно не формируется чувство ответственности, т.к. своими вопросами взрослые принимают ее на себя.

Это не означает безразличия, но внимание к учебе подростка должно быть без навязчивости, которая только вызывает у него раздражение.

2. Никогда не переносите какие-то конфликты или негативные эмоции по поводу учебы подростка на другие ситуации.

Представьте себе, что вам по какому-то одному поводу припоминают все, что было и не было? Что вы при этом почувствуете?

3. Если уж учеба подростка сильно нарушает вашу жизнь – жалобы учителей, вызовы в школу, то просто скажите ему об этом, обсудите с ним, спросите, чем вы можете ему помочь. Но без обвинений во всех грехах, не стараясь вызвать чувство вины, а как равному партнеру, чьи действия осложняют вам жизнь. (Для этого есть замечательная техника «Я-сообщения»)

4. Знайте, что многочисленные исследования, как в нашей стране, так и других показали, что школьная успеваемость не является показателем интеллекта и дальнейшей успешности человека. Поэтому, стоит ли приносить в жертву отношения со своим ребенком в угоду школьным отметкам?

5. Никогда не выясняйте отношения с подростком «на эмоциях». Во время ругани родителей в мозгу подростков в наибольшей степени активируется центр негативных эмоций, а активность центров контроля и понимания снижается. Другими словами, он плохо воспринимает в такой ситуации информацию и с трудом контролирует свое поведение.

6. Если ваш подросток не хочет учиться, то это не повод, чтобы портить с ним отношения во всем. Разделите проблемы учебы и другое.

В заключение.

Взаимоотношения родителей с подростком часто закрепляются на всю жизнь. В этот период подростку тяжелее всех, а вместо помощи и понимания от близких ему взрослых он часто получает дополнительный стресс. Обида или другие негативные чувства могут закрепиться навсегда. Вам это надо?

ГЛАВНОЕ.

Каких-то универсальных рецептов наподобие кулинарных, чтобы воздействовать на подростка не существует. Но выполнение всего того, о чем говорилось выше, приводит к тому, что подросток начинает лучше учиться и становится более ответственным и самостоятельным. И у родителей уже не возникает вопрос: как заставить подростка учиться. Но в первую очередь это зависит от окружающих его взрослых.

Этот вопрос может поставить в тупик даже самых уверенных в себе и современных родителей. Известие о том, что ваше ненаглядное чадо в последней четверти появилось на уроках от силы пару раз, порой обрушивается, как снег на голову — на родительском собрании, в случайном разговоре со знакомой или звонке от учителя. Как же на него реагировать, и, главное, как исправить эту ситуацию?

В первую очередь вам необходимо выяснить мотивы такого поведения. Поскольку тинейджеры проводят в школе значительную часть времени, взаимоотношения внутри местного коллектива очень важны для них. Как известно, все люди разные: некоторые дети коммуникабельны, не склонны к стрессам и легко заводят друзей, а у других мысль о необходимости вступать в социальные контакты вызывает панику.

Если ваш ребенок относится ко второй категории, он, скорее всего, станет посещать школу с крайней неохотой и будет стараться всячески уклониться от этой обязанности — от открытых прогулов до симуляции болезни. Что в этом случае требуется от вас? Прежде всего, спокойный разговор по душам — без криков, угроз и наказаний.

Скрытые сигналы

Если задушевные беседы не дали никакого результата, понаблюдайте за поведением ребенка. Психологи называют несколько факторов, которые могут стать причинами прогулов:

1. Боязнь неудачи

Это особенно актуально для детей с так называемым «комплексом отличника». Их с раннего детства настраивают на конкуренцию и внушают, что они должны быть самыми лучшими и всегда добиваться высоких результатов. К сожалению, в таких случаях родители нередко перегибают палку: ребенок, ощущая постоянное давление извне, начинает нервничать, что неизбежно ведет к срывам и прогулам.

2. Коллективная травля

Очень распространенная в российских школах причина прогулов: детям даже самым маленьким, свойственно объединяться по «стайному» принципу, выбирая «жертву» для насмешек и издевок. Причиной может послужить что угодно: полнота, слишком высокий или маленький рост, необычная манера одеваться, бедность… Решить такую проблему самостоятельно довольно сложно; возможно, потребуется работа с детским психологом и даже смена школы.

3. Угрозы получения физического вреда

Этот пункт можно назвать одной из разновидностей предыдущего: часто подростки уклоняются от посещения школы, потому что другие ученики бьют их, вымогают деньги или применяют другие методы насилия. Эта ситуация характерна главным образом для школ, расположенных в «неблагополучных районах». Ни в коем случае не оставляйте ее без внимания: обязательно поставьте в известность учителей, установите контакт с родителями вымогателей. Не стесняйтесь и не бойтесь: если вы не вмешаетесь, последствия могут быть самыми неприятными.

Как помочь подростку?

Как уже отмечалось выше, для начала вам следует поговорить с ребенком. Обсудите с ним возможные причины его действий, дайте понять, что вы готовы помочь ему, и от вас не нужно ничего скрывать. Подросток, скорее всего, будет опасаться вашего справедливого гнева, но вам нужно дать ему понять, что вы на его стороне.

Если причиной прогулов является страх новой обстановки (например, если вы недавно переехали) и неуверенность в себе, настаивайте на том, чтобы он вернулся в школу как можно скорее. Чем дольше он затягивает, тем сложнее ему будет влиться в коллектив. Если тинейджер говорит, что болен, и просит позволить ему отлежаться денек дома, отправляйте его к врачу.

Обязательно поговорите со школьными учителями, завучем, директором, медсестрой. Заручитесь их поддержкой: возможно, какое-то время подростку потребуется особый контроль. Многие дети умело имитируют симптомы головной и желудочной боли, тошноты, простуды. Попросите медицинских работников быть особенно внимательными.

Если прогулы были вызваны сильным стрессом, возвращение в школьную среду должно быть плавным и постепенным. Вы можете просто разбудить ребенка утром и провезти мимо школы: пусть он старается справиться со своими эмоциями и привыкает к мысли, что в будущем ему придется ее посещать. Можно начать с посещения одного — двух уроков в день (выберите те, которые ему особенно нравятся — например, рисование или физкультура). Постепенно увеличивайте продолжительность учебного дня. Естественно, все эти действия должны быть согласованы с учителями.

О пользе общения

Поощряйте его контакты с одноклассниками вне школьных стен: это могут быть совместные прогулки, походы в кино и на каток, посещения концертов. Скажите ему, что он может приводить своих друзей домой и самому гостить у них — это очень полезно для дальнейшей социализации. Узнайте, нет ли в школе кружков, организаций, спортивных секций, которые могут быть интересными подростку. На занятиях риторикой, программированием или баскетболом он сможет не только получить интересные и полезные знания, но и завести новых друзей.

Помните: по какой бы причине ваш ребенок не прогуливал уроки, в ваших силах помочь ему, поддержать и направить его. Доброжелательность, терпение и ласка станут вашим оружием в борьбе со строптивым подростком.